Дэвид сарнов биография. "Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продукции и развивает наихудшие качества людей" (Д

После того, как страшной апрельской ночью 1912 г. океанский лайнер "Титаник " наскочил на айсберг, в пучине океана погибло множество людей. Но был один человек, который "всплыл" именно тогда, когда другие тонули.

Молодой радист компании "Marconi " Дэвид Сарнов трое суток непрерывно поддерживал связь с тонущим "Титаник ом ", информируя Америку и весь мир о том, что происходит на борту гибнущего судна.

Каким он парнем был

В том, что именно Сарнов поймал сигнал SOS , велик элемент случайности. Он, как говорят американцы, оказался тем парнем, который был в нужном месте в нужный момент времени. Ему был дан шанс, и он его в полной мере использовал. Но, получив общенациональную известность буквально в течение одной ночи, он практически никогда не переставал оставаться в числе самых известных и влиятельных людей Соединенных Штатов. И в этом есть определенная закономерность.

Сарнов был фанатично предан идее развития новых средств массовой коммуникации. Не будучи ни исследователем, ни изобретателем, он сделал значительно больше, чем кто-либо другой, для того, чтобы открыть массам новые технологии века перемен - настоящего коммуникационного столетия. Он был тем человеком, который внес радио и телевидение в каждый американский дом.

Наш герой любил повторять, что не случайно родился именно в год открытия электрона . Он осознавал себя отцом огромной индустрии электронной коммуникации. Сарнов говорил: "Когда огромный корабль движется по не нанесенному на карту маршруту, кто-то обязательно должен быть на капитанском мостике. Так случилось, что этим парнем был я".

Конечно, радио и телевидение развивались не только в США. Практически одновременно процесс создания новой системы коммуникации охватил разные страны, причем британская ВВС шла даже "на полголовы" впереди своих зарубежных коллег. Но, пожалуй, именно в США, в стране с наиболее динамично развивавшейся экономики, а также рано сложившейся гражданской культуры, породившей демократическое устройство политической и социальной жизни, развитие радио и телевидения имело наибольшее значение.

Это была новая, вполне адекватная своему веку форма общения власти с массами и форма связи людей между собой. Без радио и телевидения как политическая, так и культурная жизнь сложившегося в США (а затем и в других странах мира) общества массового потребления оказалась бы совсем иной. И Дэвид Сарнов стал, пожалуй, самым ярким символом того, что принято называть американской системой.

Президент США Линдон Джонсон , многие годы знавший Сарнова, сказал о нем в 1964 г.: "Никто лучше не демонстрирует гениальность американской системы. Его рост от мальчишки-иммигранта до руководителя государственного масштаба - это исключительный и одновременно вдохновляющий рекорд".

Старик Маркони нас приметил

Будущий лидер американских телекоммуникаций был выходцем из России. Он появился на свет зимним днем 1891 г. в семье маляра Абрама Сарнова в забытом богом еврейском местечке неподалеку от Минска, где никаких иных коммуникаций, помимо гужевых, не существовало. Когда пареньку было пять лет, отец отправился обустраиваться за океан, оставив на первых порах семью в России.

Воспитание мальчика взяла в свои руки бабка Ривка - человек по местечковым масштабам прогрессивный. Она понимала, что без образования в ХХ веке не прожить, а потому... сплавила внука знакомому рабби куда-то под Борисов , где Сарнов в течение четырех лет с утра до позднего вечера зазубривал Талмуд .

В 1901 г. произошло два важнейших события в истории радио: перекинул радиомост через Атлантический океан, а десятилетний Давид Сарнов, прихватив Талмуд , пересек с матерью, двумя братишками и сестренкой сей океан, чтобы, наконец, воссоединиться с отцом, который, правда, и в Нью-Йорке оказался не способен прокормить свою семью.

Ситуация стала критической. Вот здесь-то и пригодился Талмуд , в котором сказано: "Если я не помогу своей семье, то кто?" Давид, ставший теперь Дэвидом, взял инициативу на себя и в течение последующих семидесяти лет уже не выпускал ее из собственных рук.

Первый свой шаг в системе массовой коммуникации Сарнов сделал с пачкой газет в руках. К моменту смерти отца, случившейся в 1906 г., Дэвид уже прошел путь от простого мальчишки-газетчика до хозяина киоска на углу 46-ой улицы и 10-й авеню. По вечерам он ходил в школу и активно учил английский. Это был его любимый предмет. Кроме того, он очень много читал.

То, что парень далеко пойдет, вскоре стало ясно многим

Как-то на уроке английского учитель, разбирая шекспировского "Венецианского купца", сказал, что жестокость и жадность Шейлока являются типичными чертами еврейского характера. Дэвид отправился к директору и потребовал извинений. Конфликт попытались замять, но Сарнов как человек, "связанный с прессой", заявил, что газетам любопытно будет получить информацию относительно царящего в школе антисемитизма.

Для Америки, в отличие от России, да, пожалуй, и большинства других европейских стран того времени, это было весьма серьезно. Дэвид вернулся в класс, а учитель получил отставку.

После окончания школы Сарнов оставил свой "бизнес" матери и братьям, а сам, решив сделать карьеру в СМИ, отправился в редакцию газеты Herald. Впрочем, места в газете он так и не получил. Вместо этого Сарнов сразу вступил в сферу более совершенных средств коммуникации, заняв пост... посыльного в телеграфной компании. Уже тогда сыграл свою роль случай.

Первому человеку, увиденному в здании, где располагалась Herald, он сказал, что заинтересован в любой работе. Человек ответил, что фирма, в которую он пришел, называется "Commercial Cable Company" (она находилась просто по соседству с газетой) и что им нужен посыльный. Не задумываясь Дэвид согласился. Ему платили 5 долларов в неделю и 10 центов за час сверхурочных.

"Commercial Cable Company" была американской частью английской фирмы, контролировавшей связь, осуществлявшуюся по кабелям, проложенным под океаном; она связывала Нью-Йорк с Лондоном, Парижем и Римом. Сарнов впоследствии вспоминал, что работа телеграфных аппаратов гипнотизировала его. Днем он развозил на велосипеде бумаги по городу, а по вечерам учил азбуку Морзе . В качестве поощрения юный посыльный получал доступ к телеграфному аппарату.

Наконец, освоив материальную часть, Дэвид расстается со средствами коммуникации прошлого века и поступает на работу оператором в компанию беспроволочного телеграфа, основанную самим Маркони . Когда Сарнов знакомился с азами операторской работы, Маркони был уже Нобелевским лауреатом в области физики, ученым широчайшей международной известности. Дэвид с первого дня работы в фирме надеялся на встречу с Маркони и планировал познакомиться с ним. Несколько позже эта встреча действительно произошла.

Достоверно известно, что "старик Маркони нас приметил" и во время своих кратких визитов в Нью-Йорк лично помогал юному поэту беспроволочного телеграфа осваивать теоретические и практические премудрости профессии. Более того, Маркони , по-видимому, ввел Сарнова в то, что может быть названо философией познания . Объясняя природу электромагнитных волн, изобретатель сказал: "Дэвид, мы знаем, как они работают, но не знаем, почему они работают", и для Сарнова эта фраза всегда оставалось стимулом к глубоким раздумьям.

Но, пожалуй, еще большее значение для будущей карьеры Сарнова имело его собственное, казалось бы, простенькое, наблюдение . Начав работать в компании, Сарнов сразу обнаружил, что технический персонал ничего не понимает в бизнесе, а менеджеры ничего толком не знают о функционировании беспроволочного телеграфа. В итоге он начал серьезно изучать и то, и другое.

После трагедии с "Титаник ом " портреты Сарнова обошли все ведущие газеты Америки. Но еще более важным следствием непрерывной трехсуточной вахты, которую Дэвид нес у радиоаппарата, стало изменение отношения общества к новым средствам коммуникации. Теперь это уже была не просто забавная игрушка в руках таких оригиналов, как Маркони и Сарнов.

Так Сарнов оказывается в RCA, где ему суждено было проработать всю жизнь

Начав с должности коммерческого управляющего, он через год утверждается генеральным управляющим, а еще через год - вице-президентом. Ему едва перевалило за 30, но он уже - советник президента США, поскольку мало кто лучше него разбирается в развитии радиовещания, которое в начале 20-х гг. становится, пожалуй, самой динамично растущей отраслью американской экономики, а также важнейшим элементом общественной жизни страны.

Если в 1920 г. в США имелось всего 5 тыс. радиол, то к концу 1923 г. их насчитывалось уже 2,5 млн. В 1927 г. передачи о трансатлантическом перелете Чарльза Линдберга слушало уже 6 млн. семей, собравшихся у приемников, что составляло 30-миллионную аудиторию - примерно четверть населения страны. В этом же году RCA, GE и "Westinghouse" создают общенациональную сеть NBC, позволяющую принимать передачи на всем пространстве от Атлантического океана до Тихого.

Бумаги RCA становятся самым привлекательным объектом для вложения капитала. Корпорация не выплачивает дивидендов, пуская все средства на инвестиции, но, тем не менее, за один лишь 1928 г. курс ее акций повышается в пять раз. Сарнов владел лишь третью одного процента всех акций RCA, но, когда он умер, его доля стоила 7,4 млн. долларов.

Быстрые количественные изменения влекли за собой качественные перемены в жизни общества. Значение радио к 30-м гг. вышло далеко за границы простого средства для развлечения скучающей публики.

Газета была уделом тысяч интеллектуалов, которые при желании могли отложить ее в сторону. Р адио стало непрерывно работающим механизмом для промывания мозгов миллионов слушателей, постоянным фоном для хлопочущих на кухне домохозяек, преодолевающих сотни километров водителей, скучающих от отсутствия дел пенсионеров... Мнения комментаторов, рекламные объявления, новинки шоу-бизнеса в считанные мгновения проникали в сознание всей страны.

Но наиболее важно то, что радио позволило принципиально по-новому построить общение политических лидеров с массой избирателей. По сути дела, радио (а в дальнейшем - телевидение) стало основным элементом ведения любой предвыборной агитации, да и вообще ключевым механизмом информирования граждан о том, что происходит в стране и в мире. Теперь, подав соответствующим образом те или иные факты, можно было влиять сразу на мнение миллионов людей, разбросанных по дальним уголкам страны.

В ХХ веке массы, получив всеобщее избирательное право, ворвались в общественную жизнь. Мощный, но туго соображавший Голиаф , стал крушить с таким трудом сложившиеся в XIX веке демократии. Перед политиками встала задача обуздания толпы, взятия ее голосов под свой контроль. И вот техника создала материальную базу для того манипулирования общественным сознанием, которое к концу столетия превратилось в норму жизни практически во всех государствах мира. Современная политика была бы просто невозможна без радио и телевидения.

Сарнов должен был создать систему радиокоммуникации, охватывающую Европейский и Средиземноморский театры военных действий, ему предстояло решить все вопросы радиообепечения высадки американских войск во Франции и Германии, и, наконец, в сферу его деятельности входила организация государственной радиопропаганды на оккупированных врагами территориях.

В 1943 г. он обосновал необходимость создания радиостанции "Голос Америки " для ведения широкомасштабной борьбы против тоталитарных идеологий. Ни до, ни после этого Сарнову не приходилось решать столь сложные технические и организационные проблемы в такие чрезвычайно сжатые сроки.

Но война кончилась, и снова на передний план вышли задачи мирной жизни

В 50-е гг. Сарнов перешел на должность главы наблюдательного совета RCA, в центре его внимания находились теперь вопросы развитие телевидения. К 1954 г. 90 % территории США уже было охвачено телевещанием.

И в этом же году после длительной судебной тяжбы с RCA покончил с собой талантливый изобретатель Эдвард Армстронг , который разработал эффективную систему устранения радиопомех. Крупные компании, вложившие средства в альтернативную систему, отвергли его разработки. Мир бизнеса был жесток. Он не признавал неудачников. Сам Сарнов с юмором замечал: "Конкуренция поднимает наверх самые лучшие товары и самых плохих людей".

Отдельные "проблемы" не омрачали торжественного шествования системы телекоммуникаций по стране и миру. Вскоре начинает активно развиваться цветное телевидение. И опять детище Сарнова побеждает в конкурентной борьбе. К началу 60-х гг. NBC 40 часов в неделю транслирует цветные передачи, тогда как у CBS их крайне мало, а у ABC нет совсем.

В те годы постепенно сложилась культура телевидения как массового зрелища, рассчитанного на не слишком интеллектуального потребителя. Но вряд ли это был сознательный выбор подхода. Бизнес лишь давал тот продукт, которого желало общество массового потребления. Когда критики ругали Сарнова за качество телевизионных программ, он парировал: "В принципе, мы только пацаны, которые доставляют посылки".

И он действительно доставил "посылку", оставив миру после своей смерти в 1971 г. крупнейшую отрасль современной экономики. Но каким содержанием будет наполнено наследство Сарнова, предстоит решать уже нам самим

Сарнов Давид Абрамович (1891, Узляны, Минская губерния - 1971).

О дин из родоначальников американской системы радиовещания.

В 1900 г. его семья выехала в Албанию , откуда перебралась в США.

В 1926 г. Сарнов основал национальную компанию по радиовещанию. Именно он финансово и морально поддержал «отца» телевидения Зворыкина . В 1930 г. - президент американской компании «Радио», во время второй мировой войны - консультант президента США по средствам связи.

Могила

Помните, одним из героев нашего сайта был

Сегодня наш герой Давид Сарнов. Он тоже из наших. Вы хорошо знакомы с его делами, но не думаю, что с ходу скажите, кто он такой и чем знаменит. А между тем, этот человек стал легендой еще при жизни…

Давид Сарнов родился в 1891 годы в Узлянах, Минской губернии. Жили тяжело. Отец, Абрам, опасаясь погромов, решил увезти семью в Америку. Он скопил за четыре года большую по тем временам сумму 144 доллара, как раз стоимость четырех мест самого дешевого класса на океанском пароходе. В 1900 году Давид с семьей ждал поезда до портовой Либавы на минском вокзале. Здесь они стали свидетелями жестокой расправы погромщиков с небольшой толпой евреев, доведенных до отчаяния женщин с детьми, вышедших с протестом на улицу. Эта картина осталась перед глазами Давида на всю жизнь.

В Нью Йорке они поселились в тесном и нищем «ист-сайде». Здоровье отца резко ухудшилось, и Давид стал основным добытчиком — разносчиком газет. Он вставал в 4 утра, разносил утренний выпуск Morning Journal и бежал в школу.

Однажды на уроке литрературы учитель, вяло изложив сюжет шекспировской пьесы «Венецианский купец», оживился и так прокомментировал образ чудовища-ростовщика Шейлока:

— Шекспир был великим знатоком национальных характеров и создал образ типичнейшего еврея на все времена. Шейлоки и сей час живут среди нас. Когда вы, чудесные христианские мальчики, играя на улице, случайно заденете вонючую тележку этого бородатого коробейника, то хлопот не оберетесь - он тут же начнет орать, требуя полицейского.
Давид вспомнил сцену минской расправы и возмущенно вскочил:
— Вы учите антисемитизму!
— Вон из класса! - закричал взбешенный учитель.
В кабинете директора, девятилетний Давид, подрабатывавший разносчиком газет, сказал:
— Я думаю, газетам будет интересно узнать, что творится в нашей школе.
— Возвращайся в класс, Давид.
— Тогда уволюсь я!, - взвизгнул учитель.
— Считайте, что ваше заявление подписано.

Работая курьером в газете, Давид впервые услышал постукивание телеграфного ключа, и это стало его любовью, так он попал в индустрию связи, накупил учебники по электричеству и собственный телеграфный ключ, освоил азбуку Морзе. В 15 лет Давид стал оператором в небольшом филиале европейской фирмы «Marconi Wireless Telegraph», чтобы учиться на вечернем отделении электротехнического факультета института, устроился на дневные радиодежурства крупнейшем магазине одежды богача Уонамейкера, который решил оборудовать на крыше универмага станцию постоянной связи со своим отделением в Филадельфии.

Здесь 14 апреля 1912 года, как обычно прослушивая эфир, Давид услышал слабый сигнал: . Следующие трое суток Дэвид не снимал наушников, записывая имена переживших трагедию и передавая их прессе. » Толпы репортеров, родственников и друзей пассажиров «Титаника» осаждали универмаг, и полиции приходилось сдерживать их. Из Белого дома последовало распоряжение президента У. Тафта, чтобы все остальные радиостанции прекратили работу, не создавая помех одинокой вахте оператора Сарнова. В течение трех дней это имя стало известно всей стране.»

Случившееся показало технические возможности радио, антенны стали появляться на домах, радиолюбители, вдохновленные удачей Сарнова, бессонными ночами вслушивались в эфир, «выстукивали» послания друг другу, как сейчас люди выстукивают друг другу смс-ки и сообщения в скайпе.

До 1915 радио использовали военные, моряки, радиолюбители. У Сарнова родилась идея «принести музыку в дом без проводов». Он придумал превратить радио в домашнее устройство, в «радиомузыкальную коробку». Он описал это в документе, который назвал пафосно «Меморандум». «Если считать, что только в одних США 15 миллионов семей, и лишь миллион из них (то есть всего семь процентов) купят приемник по цене 75 долларов, то доход от продажи составит 75 миллионов». Сначала Сарнова посчитали безумцем. Среди скептиков был сам Герберт Уэллс: — Ха-ха, радиостанции будут беседовать с фантомной армией несуществующих слушателей?!.

Только через 4 года, в 1919, «General Electric» и «Westinghouse» «врубились» в потенциал этой идеи и учредили «RCA» (Radio Corporation of America). Сарнов придумал сильный рекламный ход: в 1921 году он организовал первый в мире спортивный радиорепортаж о боксерском матче на первенство мира между тяжеловесами Жоржем Карпентье (Франция) и Дже ком Демпсеем (США). Он арендовал с помощью Рузвельта у флота мощный передатчик, установил в арендованных клубах и кинотеатрах коллективные приемники, нанял связистов контролировать линии. Десятки тысяч болельщиков приникли к звуковым раструбам, прислушиваясь к словам комментатора, ставшего мгновенно супер популярным в Америке. Успех был невероятным, да еще американец нокаутировал француза!

Сарнов придумал транслировать по радио
утреннюю гимнастику
— президентские радиодебаты
— спектакли
— просветительные лекции
— встречи с актерами
— музыку

Он особо гордился тем, что получил согласие на сотрудничество самого Артуро Тосканини. Сарнов устроил для Тосканини радиотрансляцию прямо в Милан репетиции симфонического оркестра NBC из 100 лучших музыкантов, готовых издалека приветствовать своего будущего руководителя. Тосканини прослушал трансляцию, сказал: «Оркестр неплох, первый кларнет допустил фальшь» и полетел репетировать с кларнетистом и оркестром.

Дальше были придуманы:
— граммафон, соединение в одном покупательском блоке радио с фонографом,
— модели приемников для автомашин
— первые радиотелефоны
— соединение звука с кинолентой, «великий немой» заговорил

Сарнова называют «Отцом американского телевидения». Может быть, самая большая заслуга Давида Сарнова для человечества в том, что он разглядел
великое будущее в изобретении гениального российского эммигранта Владимира Зворыкина, в изобретении, которое называли бредом и от которого
отмахивались недальновидные промышленники. «Иконоскоп» Зворыкина стал прародителем телевизора.

Владимир Зворыкин. «Подарок американскому континенту», - так охарактеризовал Зворыкина один из его коллег в области электроники.

Сарнов привел Зворыкина в RCA. Намного опередив конкурентов, как отечественных, так и зарубежных, RCA в павильоне на Всемирной выставке в Нью-Йорке весной 1939 года провела первую публичную демонстрацию телевизионного вещания и устами своего президента Сарнова, выступившего перед телекамерами NBC, объявила: «Сегодня начинается отсчет новой эпохи. Мы добавим к звуку изображение и надеемся, что это станет факелом надежды в нашем беспокойном мире». 1940 году телевизор в Америке стоил более 400 долларов. Это было очень дорого.

В марте 1944 Сарнов обеспечивал войсковую и трансатлантическую связь союзников, он общался с Рузвельтом, Черчилем, Де Голлем, Эйзенхауэром, восстанавливал после войны Национальное радио Франции, и тд и тп. Потом были цветные телевизоры, видеокассеты, «Радио свобода».

Во время пребывания Хрущева в США (это когда он ботинком стучал по трибуне) на частном приеме Сарнов сказал:
— Без свободы обмена информацией мир существовать не может, и мы не препятствуем здесь никаким русским программам. Почему же ваше правительство не сделает то же самое для американских?
Хрущев пришел в ярость:
— Вы хотите вести пропаганду против нас!
— Все, что мы хотим, это сделать так, чтобы наши народы могли так же свободно обмениваться информацией, как их представители делают это сейчас, в этой комнате
— Знайте, советское правительство никогда не позволит кому-либо из-за рубежа вмешиваться в образование нашей молодежи!

Сарнов не был ни исследователем, ни изобретателем, но он был фанатик развития новых средств массовой коммуникации и принес в каждый дом новые технологии века — радио и телевидение, как сейчас Бернерс-Ли принес в каждый дом интернет. Сарнов честно служил стране, принявшей его, испуганного девятилетнего мальчика, не знавшего ни слова по-английски.

Вы замечаете, как похожи судьбы Давида Сарнова и Изи Берлина?

Идея поста Григория Шадунского,
использованы материалы интернета:
http://www.america.al.ru/tv.html
http://www.migdal.ru/times/89/15869/http://www.simplesmart.ru/?q=node/164
http://www.pseudology.org/Gallup/Sarnov_David.htm
http://www.1tv.ru/news/about/152686
Про Владимира Зворыкина

Ветер странствий врывается в Вашу комнату! Вперед, к новым странам, к новым встречам, к новым проектам!

Давид Сарнов – американский бизнесмен, пионер американского радио- и телевещания. Большую часть своей карьеры он возглавлял различные подразделения RCA, "Radio Corporation of America", и был ключевой фигурой и главной движущей силой компании практически с момента ее основания в 1919 году и до своей отставки в 1970.

Он родился 27 февраля 1891 года в маленьком белорусском городке Узляны (Uzlyany), в семье Авраама (Abraham Sarnoff) и Лии Сарновых (Leah Sarnoff), и большую часть детства провел за изучением Торы, возможно, надеясь стать раввином. Первым в Америку уехал отец, а Давид вместе с матерью, тремя братьями и сестрой оказался в Нью-Йорке (New York) в 1900 году. До и после школьных занятий он продавал газеты, чтобы хоть как-то поддержать семью, а после того, как в 1906 году Авраам остался инвалидом в результате перенесенного туберкулеза, 15-летний Давид и вовсе бросил школу и устроился на работу. Он планировал сделать карьеру в газетном бизнесе, но случайным образом получил место мальчика на побегушках в "Commercial Cable Company". Когда его начальник отказался дать Давиду оплаченный выходной в Рош ха-Шана, еврейский Новый год, когда верующим евреям запрещается работать, он перешел в "Marconi Wireless Telegraph Company of America", и с этого момента началась его более чем 60-летняя карьера в области электронных коммуникаций.



В следующие 13 лет Сарнов превратился из рассыльного в коммерческого директора компании, знакомясь с технологиями электронных коммуникаций и секретами ведения этого бизнеса на практике и в библиотеках. Он также успел поработать в корабельных рубках и радиоточках Нантакета (Nantucket) и нью-йоркского универмага "Wanamaker".

В 1911 Сарнов устанавливал и настраивал оборудование для беспроводной связи на судне охотников за тюленями и использовал новую технологию для того, чтобы впервые передать медицинский диагноз от корабельного врача к пациенту, радисту на островке у побережья Лабрадора (Labrador). В следующем году он провел у телеграфного ключа три дня, получая информацию о судьбе "Титаника" - впрочем, современные исследователи полагают, что это может быть легендой, ведь в 1912 году Сарнов уже занимал руководящую позицию и ему не было нужды дежурить в радиоточке.

Он первым догадался оснастить радиооборудованием железные дороги, а во время Первой мировой войны уже занимал должность коммерческого директора компании, контролируя, в том числе, фабрики "American Marconi".

Когда Оуэн Д. Янг (Owen D. Young) из "General Electric Company" организовал покупку "American Marconi" и превратил ее в "Radio Corporation of America", Сарнов сумел привлечь к себе внимание и указать начальству на возможный рост спроса на радиовещание. Когда его предсказание сбылось, он стал одним из самых влиятельных людей в компании, а в 1930 году возглавил RCA. Иногда Сарнова называют основателем RCA и NBC, но это неверно. Что нельзя недооценить, так это ту роль, которую он сыграл в появлении и продвижении телевидения. Возможно, Давид Сарнов был тем самым человеком, благодаря которому в послевоенной Америке телевидение пришло практически в каждый дом в очень короткие сроки. Даже во время Великой депрессии он бесстрашно финансировал и опекал проект Владимира Зворыкина (Vladimir Zworykin), "отца телевидения". Можно сказать, что Давид Сарнов был крестным отцом американского телевидения.

В июле 1917 года Сарнов женился на Лизетте Эрман (Lizette Hermant), дочери евреев-иммигрантов из Франции (France), поселившихся по соседству с его матерью. Этот крепкий и счастливый брак продолжался 54 года, до конца его жизни (Давид умер 12 декабря 1971 года, через год после выхода на пенсию), и был опорой для всей его жизни. У Давида и Лизетты было трое сыновей, причем старший, Роберт (Robert W. Sarnoff), стал в 1971 году преемником отца на посту руководителя RCA.

ИЗ ВИКИПЕДИИ
***********************

Давид Сарнов (Дэвид Сарнофф) Родился в 1891 году в деревне УЗЛЯНЫ недалеко от МИНСКА.
Почётный доктор Колумбийского и Нью-Йоркского университетов.
Бригадный генерал армии США.
Один из основателей радио и телевидения США.
В компании беспроводного телеграфа "МАРКОНИ" с 1906 года.
В радивещательной корпорации Америки с 1919 года.
С 1922 года вице-президент, а с 1930 года президент корпорации.
С 1947 года по 1970 год Председатель совета директоров.
С начала 20-ых годов и до последних дней жизни, советник десяти президентов США.
Основатель национальной радиовещательной компании ЭНБИСИ (1926 год)
Организатор регулярного телевещания в США (1939 год).
Руководитель создания систем цветного телевидения (1949 год), видеозаписи на магнитную ленту (1956 год),
Съёмок первого телевизионного художественного фильма на магнитной ленте (1964 год)

Вошёл в историю, как первый радиотелеграфист принявший 14.04. 1912 года сигнал SOS с терпящего крушение лайнера "ТИТАНИК" и трое суток поддерживающий связь со спасателями.

ДЭВИД САРНОФФ (Давид Сарнов) родился 27 февраля 1891 го­­да в местечке Узляны, в 40 км от Минска.
Давид был старшим сыном в семье Абрама и Леи Сарновых (всего у них было пятеро детей). Родители Давида жили очень бедно и видимо в какой-то момент от отчаяния и беспросветности нищеты, решили искать лучшей доли в другой стране.
Когда мальчику исполнилось пять лет, Сарнов старший, последовав примеру многих других своих соплеменников, отправился в поисках счастья в страну равных возможностей - Америку.
Уехал один в надежде в скором времени перевезти туда и своих домочадцев. Но ждать этого часа пришлось довольно долго - целых четыре года.
Только в 1900 году, его жена Лея с детьми, смогла отправиться в долгую и утомительную дорогу,которая продлилась около двух месяцев, прежде чем она добралась до Соединённых Штатов.

Однако вопреки чаяниям и за океаном дела Сарновых не заладились. Отец мно­го болел, перебивался случайными заработками и семья продолжала жить в нищете.
Вероятно, в это время девятилетний Давид понял, что должен сам стать кормильцем семьи.
Свою трудовую деятельность он начал с разноски газет.
На грязных улочках Бруклина Дэвид прошел первую в своей жизни предпринимательскую школу: научился рано вставать, раньше всех получать первую партию свежих газет, бегать быстрее других мальчишек-разносчиков и быстрее продавать свой товар.

Одни эмигранты ассимилируются в новой стране с большим трудом, другие - с необыкновенной легкостью. Давид принадлежал ко второй категории. Он быстро освоил английский язык, переименовал себя на американский лад в Дэвида, или Дэйва, а вскоре изменил и фамилию: в ней появилось «аристократическое» окончание «фф».
Его труды на ниве разноски газет начали приносить прибыль. Большую часть заработанных денег он отдавал родителям, но кое-что оставлял и себе и в результате скопил 200 долларов, на которые в 14-летнем возрасте открыл собственный газетный киоск. Свободное время, которого, по правде сказать, у Дэвида было очень мало, он по­свящал учебе и чтению.
Поразительно, но один из самых грамотных и успешных в будущем предпринимателей в истории США, в детстве не получил систематического образования.
Всё его образование состояло из четырёхлетнего изучения ТОРЫ у своего дальнего родственника - раввина в г.Борисове,(Беларусь) затем США, в начальной школе для эмигрантов и на курсах Образовательного альянса, основанного переселенцами переехавшими в США из России.

По удивительному стечению обстоятельств Дэвид, идущий наниматься в газету "Нью-Йорк Таймс", перепутав двери случайно попадает в офис телеграфного концерна, которому позарез нужны были курьеры. Его принимают на работу и юный Дэвид Сарнофф попадает в индустрию коммуникаций, переживавшую в то время настоящую революцию.

В 1895 году российский физик и электротехник Александр Попов продемонстрировал сконструированный им радиоприемник, а в 1897 году итальянский радиотехник Гульельмо Маркони подал заявку на изобретение способа беспроводного телеграфирования.
В 1901 году Маркони удалось передать первую трансатлантическую радиограмму - электромагнитный импульс, обозначавший букву S, - после чего новый способ коммуникации сразу же стал использоваться на всех кораблях американского военно-морского флота.

Сарнофф поступает в офис американского отделения компании «Магсош».
Здесь вновь судьба проявляет к нему благосклонность: волей случая он в том же 1906 году знакомится с навестившим свой американский офис самим Маркони, который после общения с Дэвидом, назначает смышленого парнишку личным помощником.
Через два года семнадцатилетнего Дэвида Сарноффа командируют на отдаленный радиомаяк.

Затворничество на станции пошло Дэвиду только на пользу: он смог подзаработать денег и досконально изучить устройство и принцип действия радиотелеграфа, благо книг на радиомаяке было очень много.
После возвращения в Нью-Йорк в 1909 году Дэвид серьезно занимается самообразованием: посещает лекции по электротехнике в Институте Пратта, штудирует литературу в Нью-Йоркской публичной библиотеке.

Рвение молодого сотрудника не остается незамеченным, и он получает должность менеджера и оператора на той самой радиостанции, которая после истории с «Титаником» сделает Дэвида Сарноффа знаменитым. А дело было так:

4 апреля 1912 г. Давид, как обычно во время дежурства, внимательно прослушивал эфир. Внезапно он разобрал: "Титаник наскочил на айсберг. Быстро тонем"...
В течение трёх суток Давид не отходил от аппарата, поддерживая связь с судами, поспешившими на помощь Титанику.

Портреты молодого Давида Сарнова обошли первые полосы всех газет мира.
После этой трагедии отношение к радио резко изменилось. Конгресс США принял закон, обязывающий все суда, на которых более 50 пассажиров, иметь радиоаппаратуру.

В 1914 году Дэвида переводят в головной офис компании и назначают инспектором радиооборудования судов и береговых построек, находящихся в гавани Нью-Йорка.
Здесь-то он берется за реализацию своего плана популяризации радио.

В 1915 году Сарнофф пишет служебную записку руководству компании, в которой излагает план превращения радио в «бытовой прибор наподобие фонографа, позволяющий принимать трансляции музыкальных передач». Однако идея Сарноффа была настолько непривычной, что руководство фирмы отвергло ее, сочтя абсолютно бесперспективной, тем более, что разгоравшаяся Первая Мировая война выдвигала совершенно иные приоритеты и о нуждах рядовых потребителей надолго забыли.

В 1919 году контрольный пакет «Атепсап Магсош» выкупает американский радиоконцерн - «Кайю Согро Атепса» (КСА). В новой структуре Дэвиду Сарноффу был предложен пост менеджера коммерческого отдела. Пользуясь новыми возможностями, Сарнофф немедленно возвращается к своей идее и представляет на рассмотрение руководству КСА план, некогда отвернутый «Магсош».
В начале 1920 года «музыкальный ящик» (Мusik Ьох) идет в серийное производство.

К 1924 году как минимум 2,5 миллиона американских семей купили себе это чудесное изобретение.
В 1926 году КСА создает первую общенациональную радиовещательную компанию - NBC, которая позволяла слушателям по всей стране одновременно принимать трансляции из Нью-Йорка.

Следующим делом, за которое взялся Дэвид Сарнофф, стало создание телевидения.

В 1929 году он знакомится с русским эмигрантом Владимиром Зворыкиным и нанимает его на работу.
Муромский уроженец Владимир Зворыкин, бежавший из большевистской России, демонстрирует руководству компании разработанный им аппарат - иконоскоп. И опять, реакция оказывается скептической: русскому инженеру рекомендуют заняться чем-нибудь более полезным для компании.

Зворыкин сосредотачивается на разработках фотоэлементов для звукового кино, но не бросает главное дело своей жизни. "Я понял, - вспоминал он впоследствии, - что работу над идеей, способной привести к коммерческому успеху, надо камуфлировать до тех пор, пока возможность получения прибыли не станет очевидной для людей бизнеса".

Однако перед Сарновым ничего камуфлировать не требовалось. В RCA, русский тандем вскоре добивается феноменального успеха. В 1930 г. Давид Абрамович становится президентом компании и предоставляет Владимиру Козьмичу полную свободу в осуществлении его разработок.

Сарнов и Зворыкин прекрасно сработались, хотя схожесть их судеб и характеров была чисто внешней. В отличие от бежавшего из нищеты Сарнова, являвшегося изгоем в своей родной стране, Зворыкин происходил из богатой купеческой семьи. Его отец торговал хлебом, был владельцем пароходов и возглавлял Муромский общественный банк.

Владимир получил прекрасной образование, окончив питерский Технологический институт.
В институте он работал с профессором Борисом Розингом - одним из первых в мире ученых, занимавшихся электронной передачей изображения на расстояние. До начала мировой войны Зворыкин успел даже пройти стажировку во Франции и Германии.

Зворыкина ждали блестящая карьера и обеспеченная жизнь.
Эмиграция стала не осознанным выбором новой судьбы, как в семье Сарнова, а вынужденной реакцией на большевистский переворот. И тем не менее, Зворыкин сумел за океаном найти себя, хотя его путь был совершенно иным, нежели путь Сарнова.

В 1939 году, во время всемирной выставки в Ныо Йорке, КСА впервые представляет публике телекамеру и телеприемник. Однако Вторая Мировая война внесла свои коррективы и серийное производство телевизоров пришлось отложить.
Заводы компании были переориентированы на выпуск военной продукции, а сам Сарнофф всю войну служил при штабе командующего союзных сил генерала Эйзенхауэра и закончил войну в звании бригадного генерала.

Закончилась война.
В начале 1946 года на рынке наконец-то появился 10-дюймовый телевизор 630Т8 стоимостью 375 долларов. Страна, соскучившаяся за годы войны по развлечениям, бросилась покупать новинку. К 1950 году в США насчитывалось уже более 7 миллионов телевизоров, половину из которых произвела карпорация КСА.
Затем начался настоящий телевизионный бум, в результате которого к 1952 году телевизоры появились в 47 процентах американских домов.

КСА встретила этот бум во всеоружии: в 1953 году МВС начала регулярное телевещание, снимая телепередачи по мотивам своих же радиопрограмм. Развитая инфраструктура из 238 станций позволила МВС стать первым общенациональным телеканалом.

Однако бригадный генерал Дэвид Сарнофф и не думал довольствоваться достигнутым. В этот раз он берется за цветное телевидение, в создание которого инвестирует 130 миллионов долларов. К сожалению, публика довольно вяло восприняла эту новинку. Из-за огромных затрат на разработку и производство цветных телевизоров прибыли компании упали на четверть. Но Сарнофф не сдавался.
Прорыв состоялся, когда Уолт Дисней решил разместить свою программу «Чудесный мир Диснея» на МВС, имевшей возможность транслировать ее в цвете. В результате к 1963 году цветное телевидение превратилось в стомиллионную индустрию. Доля КСА на этом рынке составила фантастические 70 процентов.

Дэвид Сарнофф вышел на пенсию в 1969 году - вскоре после того, как камеры КСА передали на Землю изображение астронавта Нила Армстронга, делающего шаги по лунной поверхности. Это был настоящий триумф компании. Однако, даже отойдя от дел, Сарнофф продолжал ставить перед КСА новые задачи. Но увидеть их воплощенными в жизнь Сарноффу не удалось.
Он скончался 12 декабря 1971 года.
Долго еще после его ухода КСА занимала лидирующие позиции на рынке бытовой электроники: в 1977 году компания представила первый "думающий" телевизор, автоматически регулирующий настройку цвета, а также один из первых домашних видеомагнитофонов.
В 1979 году компания произвела стомиллионную телевизионную трубку, а в середине 80-х - телевизор со стереозвуком.

В 1986 году КСА была продана своему прародителю - компании "GENERAL ELEKTRI",
которая в свою очередь продала ее в конце 1987 года "THOMSON CONSUMER" - одному из мировых лидеров в производстве бытовой электроники, работающему сейчас над системой цифрового телевидения высокой четкости.

Развитие этой технологии Дэвид Сарнофф прогнозировал еще тридцать лет назад.

Основав невидимую, но прочную империю эфира, наш земляк сделал все возможное для продвижения новых технологий в области коммуникации в широкие народные массы.
Человека, благодаря титаническим усилиям которого в доме у каждого из нас сегодня есть радио и телевидение, звали ДЭВИД САРНОФФ.

Родина Давида Сарнова деревня Узляны Пуховического района Минской области находится в 40 километрах от Минска.
Сегодня в ней проживают около 400 жителей, в большинстве своём не коренных.
В деревне о Сарнове почти ничего не знают. Несколько лет назад в деревню приезжали родственники Давида Сарнова из Америки, от них узлянцы и узнали об своем, оказывается, знаменитом земляке.

Правда, документальные свидетельства о его рождении в Узлянах не сохранились. Как сказали в сельсовете, архив ведется только с 1944 года, прежний сгинул в войну. Не осталось документов, не осталось и людей, которые могли бы помнить семью Сарновых.
В 1943 году нацисты расстреляли почти всех евреев, живших до войны в Узлянах - 375 человек. Чудом остались в живых единицы.

Нет материалов о Сарнове и в местном краеведческом музее. Председатель узлянского сельсовета, узнав об интересе к Давиду Сарнову, попросила прислать для музея хотя бы копию статьи о нем из энциклопедии.
"Все-таки наш земляк", - сказала она.

(Использовался материал из Интернета)

Дэвид Сарнофф, родившийся в бедности в местечке Узляны Минской губернии России, был величайшим мечтателем в истории радиовещания. Его административный гений превратил Радиокорпорацию Америки (РКА) и ее дочернюю радиотелевещательную компанию Эн Би Си в первый большой производственный конгломерат массовой информации, в образец для остальных электронных средств информации и – за исключением разве что компании Форда – в крупнейшую американскую корпорацию, выросшую главным образом в результате усилий одного человека.

Опытный телеграфист, получивший общенациональную известность за прием сигналов SOS с тонувшего «Титаника», Сарнофф еще в 1915 г. предсказал, что каждый американский дом будет иметь радиоприемник. В начале 1920 х гг. он стал популярным «вундеркиндом от радио». В 1926 г. он использовал свободные радиоволны для создания первой радиосети, охватившей всю страну. Как современный Медичи, он развивал одновременно с прибыльными коммерческими шоу и такие культурные программы, как концерт симфонического оркестра Эн Би Си под управлением Артуро Тосканини. В 1944 г. Ассоциация дикторов телевидения назвала его отцом американского телевидения», и действительно никто больше Сарноффа не способствовал развитию этого средства массовой формации. Преодолевая мощное сопротивление многих деятелей РКА, позже он настоял на распространении цветного телевидения.

Каждый раз его мечта становилась реальностью благодаря в основном его административному искусству и непреклонному образу действий. Сарнофф изменил подходы людей к пониманию и развлечению друг друга. Он помог создать промышленность средств связи и способствовал ее росту, ограничивавшемуся только, по видимому, бесконечными идеями великих изобретателей. Сарноффа не волновала растущая устарелость сетевой системы. Информационные магистрали, спутниковое и кабельное вещание, интерактивные кинотеатры и компьютеры, видеоигры, виртуальная реальность, голографические образы, реальные как принцесса Лея в «Звездных войнах», – все это детища возглавленной Сарноффом революции средств связи. Миру уже недостаточно откинуться на спинку кресла и просто смеяться над шутками Джека Бенни, передаваемыми по радиоприемникам фирмы «Вестингауз», или над шоу, показываемыми РКА по телевизорам в деревянных футлярах. Земля стала всемирной деревней, когда такие предприниматели, как Сарнофф, нашли для всех нас способ быстро общаться с помощью звука, а затем и видимой картинки.

Детство Сарноффа в царской России осталось далеко позади от служебных апартаментов могущественного управляющего в «Радиосити» в Нью Йорке. Его отец, бродячий маляр Авраам, эмигрировал в Америку в 1896 г. и через четыре года вызвал к себе свою молодую семью. Дэвид рос в убожестве нью йоркского района Нижнего Ист Сайда. Если не считать долгих часов, затраченных им в детстве в России на изучение Талмуда по шесть дней в неделю, Сарнофф не получил почти никакого образования. Отец был не в состоянии содержать семью, и примерно в десятилетнем возрасте Дэвид уже зарабатывал на хлеб для семьи, продавая вразнос газеты на идише. Сообразив, что можно заработать больше, если нанять других продавцов и продавать газеты мелким торговцам, Сарнофф создал свою первую прибыльную сеть.

В 1906 г. пятнадцатилетний паренек поступил на работу в телеграфную компанию Маркони. Работая мальчиком на побегушках на великого изобретателя беспроволочного телеграфа – самого Гульельмо Маркони, Сарнофф научился говорить по английски почти без акцента, читать газетные заметки и разбираться в сложном управлении компании и в работе ее оборудования.

Он был назначен управляющим станции Маркони в Си Гейте на Бруклине, а затем оператором телеграфного оборудования компании в универмаге «Уанамейкер» на Манхэттене. В 1912 г. он был одним из немногих телеграфистов, принявших сигнал бедствия с парохода «Олимпик», находившегося в 1400 милях в холодных водах Северной Атлантики: «Пароход «Титаник» столкнулся с айсбергом. Тонет быстро». Двадцатиоднолетний юноша стал известен всей стране следующие семьдесят два часа, поскольку передавал национальным газетам сообщения, которые получал с имевших радио и находившихся в море спасательных судов. Президент Уильям Хоуард Тафт отдал приказ о радиомолчании, чтобы Сарнофф мог вести прием без помех. Конгресс и вся страна признали в результате этого кораблекрушения, что радио не является просто научной диковиной, федеральным законом все крупные суда были обязаны установить радиопередатчики. Возможность передать сигнал SOS стала теперь необходимостью. Позже Сарнофф напомнит не без иронии, что гибель «Титаника» выпятила значение радио и его самого.

РКА – детище компаний «Дженерал электрик», «Вестингауз», «АТ и Т» и «Юнайтед фрут» – приобрела беспроволочный телеграф Маркони в 1919 г. Сарнофф стал коммерческим директором РКА основал в 1926 г. Эн Би Си и в 1930 г. стал президентом этого конгломерата. В отличие от своего главного соперника Уильяма Пейли из Си Би Эс, Сарнофф не обладал врожденным чутьем в выборе популярных программ. Его общественная позиция заключалась в том, что он отдавал предпочтение культурным программам и видел свою роль в защите общественного блага, а не в получении прибылей. Обладая тонким вкусом, Сарнофф населил свои радиошоу величайшими знаменитостями, многие из которых были украдены Пейли незадолго до появления телевидения. Сарнофф также опережал Пейли в разработке необходимого оборудования для демонстрации шоу, которые они оба ставили. Си Би Эс так и не удалось наладить производство собственных телевизоров. На протяжении долгих лет РКА Сарноффа оставалась жемчужиной среди электронных компаний и служила образцом для «Сони» и «Мицубиси».

Концерты Тосканини (передававшиеся сначала по радио, а затем и по телевидению) не только впервые приучили миллионы американцев к классической музыке, но и спасли сети от правительственного контроля во времена президента Франклина Д. Рузвельта. РКА также использовала концерты для продажи пластинок Тосканини – один из самых первых и удивительных примеров перекрестных продаж в индустрии развлечений.

Подобно многим титанам промышленности Сарнофф активно участвовал в правительственных и филантропических делах. Во время Второй мировой войны Рузвельт присвоил ему звание бригадного генерала в армии резерва США, и всю оставшуюся жизнь его называли Генералом. Воинское звание было ему вполне впору. В отличие от Пейли, пытавшегося прикрыть свои еврейские корни показной светскостью, Сарнофф ощетинивался при малейшем проявлении антисемитизма и давал ясно понять, кто он и откуда (в том числе в разговоре с Никитой Хрущевым).