Духовно-нравственное воспитание обучающихся на занятиях в кружке. Рабочая программа кружка по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Горенка План кружка по духовно нравственному воспитанию

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» г. Кирсанов Тамбовская область Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) Горовенко А.Г. воспитатель. «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы в их душах отразился в миниатюре портрет народа. Тот, кому удается это сделать, может с уверенностью сказать: «Я постиг цель воспитателя»». Василий Александрович Сухомлинский Задача духовно-нравственного воспитания дошкольников – одна из приоритетных. Мы должны начать работу по пробуждению в детских сердцах «веры, надежды, любви» Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно- нравственных чувств и поведения. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является объективной необходимостью, обусловленной потребностями передачи маленькому дошкольнику ценного опыта старших поколений. Показателем высокого уровня духовно-нравственного развития личности является ее духовно-нравственная направленность, выраженная как система устойчивых, духовно-нравственно-ценных мотивов, определяющих отношение личности к труду, к обществу, к окружающему. Духовно-нравственное воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий является непременным условием полноценного духовно-нравственного воспитания, осуществляемого в системе. Методы духовно-нравственного воспитания: Наблюдение, совместные игры, анкетирование, познавательные игровые занятия, беседы. Занятия, праздники, развлечения, экскурсии, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. В 2012-2013 учебном году в детском саду работает кружок по основам православной культуры «Дорогою добра». Проводится работа с детьми всех возрастных групп. Ведь даже в этом нежном возрасте детям понятны и близки песенки, потешки, сказки. Работа проводится на занятиях и в повседневной жизни. 2012-2013 учебный год кружок «Дорогою добра» Задачи: 1. 2. 3. Формировать у детей представления о духовно-нравственном укладе жизни своего народа посредством введения их в круг основных православных праздников. Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей (доверия, послушания, милосердия, трудолюбия, любви к ближнему) на основе познания и раскрытия значений православных праздников. Воспитывать желание отмечать с родителями православные календарные праздники, стремление к пониманию их жизненного смысла. Формы проведения занятий кружка «Дорогою добра» Беседы; Чтение и обсуждение литературных произведений; Театрализация; Игры; Экскурсии в храм; Трудовая деятельность; Праздники. На занятиях использовались произведения А.Барто, С.Михалкова, Н.Носова, В.Драгунского, М.Зощенко, Л.Толстого, В.Сухомлинского, В.Осеева. Направления работы Духовно-образовательное (занятия, беседы, рассматривание иллюстраций и т. д.) Культурно- познавательное (праздники, игры, встречи, целевые прогулки, экскурсии и т. д) Нравственно- трудовое Основные принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников в кружке «Дорогою добра»: 1. 2. Принцип возрастного и индивидуального подхода в воспитании детей. Принцип системности, основанный на объединении отечественных традиций семейного и общественного воспитания. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития: Воспитание нравственных чувств и этического сознания Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития: Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Посещение Тихвинского храма Молебен об учащихся в детском саду "Ромашка" Встреча священника Димитрия Пимкина с детьми детского сада Праздник «Рождество Христово» Выставка детского творчества кружка «Дорогою добра» Работа по развитию духовно-нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны. Спасибо за внимание

Лихачева Елена Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ" с. Объячево
Населённый пункт: с. Объячево, Прилузского района, Республики Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация работы кружка "Светлячок" по формированию основ духовно-нравственного воспитания школьников в условиях ФГОС
Дата публикации: 05.12.2017
Раздел: начальное образование

Лихачёва Елена Алексеевна

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ» с. Объячево, Прилузский район,

Республика Коми

Организация работы кружка «Светлячок»

по формированию

основ

духовно - нравственного воспитания школьников

в условиях ФГОС

Аннотация. Перемены,

происходящие

последние

десятилетия

затронули не только социально-экономическую, но и воспитательную духовно-

нравственную

сферу общества. В статье раскрывается важность и значимость

внеурочной

деятельности

школьников

воспитанию

духовно-нравственных

ценностей. Предлагается тематика кружка «Светлячок», построенная на знакомстве

с литературными произведениями и советскими мультипликационными фильмами.

Поставлен

правильно

спланированная

деятельность

правильно

подобранный

методический

материал

формирует

школьника

морально

нравственное устойчивое поведение в обществе.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного

общества

приобрела

значение.

моральных

ориентиров,

обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным

последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и

наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

Современный

ребенок находится

беспредельном

информационном

огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних

Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения

ребенком

ценностей

(системность,

последовательность,

традиционность,

культуросообразность

(клиповость,

хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между

культурой и антикультурой и т. д.).

Современный ребенок живет иллюзией свободы. Изоляция детей от проблем,

которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их

взросления.

Подмена реальных форм социализации виртуальными.

Переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую

Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной

направлена

формирование

морально-нравственного,

личностно

развивающего, социально открытого уклада школьной жизни.

В Концепции

духовно- нравственного развития и воспитания гражданина

определён

современный

национальный

воспитательный

идеал. Это

высоконравственный,

творческий,

компетентный

гражданин

принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность

за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных

традициях многонационального народа Российской Федерации.

Программа курса внеурочной деятельности «Светлячок» составлена на основе

программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и

комплексной программы для детей и подростков ГУ РК «Республиканского центра

социальной помощи семье и детям» г. Сыктывкара «Формирование толерантных

отношений», «Ответственное родительство». Программа может быть реализована

учителем начальной школы в сотрудничестве с родителям. Возможно привлечение

заинтересованных

учащихся,

педагогов

дополнительного

образования,

специалистов других соц. структур. Учитель проводит занятия во внеурочное время

один раз в неделю (для 1 классов); 2-3 раза в четверть для 2 и 3 классов; 4 –ые

классы изучают предмет ОРКСЭ.

Программа включает в себя 134 занятия по 35 - 45 минут и рассчитана на три

года обучения.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач

образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей,

накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его

поведении,

контролируется

внутренними

побуждениями,

собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и

привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Цель программы : воспитание нравственных чувств и этического сознания у

младших школьников.

Задачи :

Сформировать

первоначальные

представления

моральных

правилах

нравственного

поведения,

этиче ских

н о рм а х

взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями

различных убеждений, представителями социальных групп.

Способствовать

усвоению

поведения

образовательном

учреждении,

населённом

общественных

местах, на природе.

Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений

между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

правилам

дискуссии,

аргументировано

высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и

развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Программа

обеспечивает

реализацию

направлений

нравственного

воспитания

развития:

воспитание

нравственных

этического сознания младшего школьника.

Реализация

программы

предполагает

формирование

первоначального

представления

ценностях

отечественной

культуры

процессе

проведения

экскурсий,

путешествий,

творческой

деятельности,

театральные

постановки,

литературно-музыкальные

композиции,

художественные

выставки

просмотр

мультфильмов,

участие в православных праздниках, благотворительных ярмарках и концертах и

выстраиваются

эмоционально

окрашенные,

строятся

непроизвольном

внимании

включают

элементы.

Используется яркая наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего

рассказ вместе с родителями. Важно включать в работу каждого из детей. Давать

возможность высказать своё мнение, проявить радостную или эмоцию огорчения.

На занятиях важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных

ситуаций,

примерить

возможно

несвойственные

характеру

разъяснения,

объяснения

обучения.

возможна незаконченность для домашнего размышления над ситуацией. Основная

задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему

миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной

сущности; заглянуть внутрь себя, познать, понять себя.

проводятся

тренингов,

внеурочных

мероприятий,

игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт

нравственного

поведения в различных сферах деятельности и при различных обстоятельствах.

являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных,

социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными

источниками нравственности являются:

патриотизм

служение Отечеству);

социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям,

институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие,

честь, достоинство);

гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед

Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический

мир, свобода совести и вероисповедания);

семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о

старших и младших, забота о продолжении рода);

творчество

(творчество

созидание,

целеустремленность

настойчивость, трудолюбие, бережливость);

наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в

государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских

присваиваются

школьниками

системных

культурологических

представлений о религиозных идеалах;

искусство

литература

(красота,

гармония,

духовный

человека,

нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

человечество

многообразие

равноправие

народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как

минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в

одной практической ситуации).

Для первоклассников я выбрала формы проведения занятий с использованием

художественных

произведений,

просмотр

советских сказок и мультфильмов. Почему такое решение?!

Мультфильмы любимы и понятны младшему школьнику , поскольку они в

доступной форме объясняют

процессы,

знакомят

удовлетворяют

познавательные

эмоциональные

потребности. Мультфильм

наиболее

эффективный

воспитатель

искусства

поскольку

сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и

слух одновременно. Поэтому мультфильм обладает мощнейшим воспитательным

эффективных

наглядным

материалом. Герои мультипликационных фильмов могут , являться настоящими

учителями

оптимизма

толерантности,

помогающими

различные

жизненные задачи.«Правильно» подобранные мультфильмы путем восприятия на

экране сюжета развивают у ребенка речь, логические способности, воображение,

внимание.

большинство

современных

останавливают

на современных

мультфильмах ,

предпочтение

таким мультфильмам

как «Фиксики», «Маша

медведь», «Том

Джери»,«Семья

временем»,

ограничивают

выборе мультфильма ,

предоставляют право выбора своему ребенка.

любимыми

становятся

персонажи,

могут совершить жестокий поступок и даже убийство, обидеть или оскорбить.

Поэтому меняю стереотип восприятия, предлагая для просмотра советские

мультфильмы и сказки, на которых выросло не одно поколение хороших родителей,

имеющих четкие нравственные и гражданские позиции.

Что же привлекательного в советском мультфильме ? Эти мультфильмы –

настоящая находка : в большинстве своем они учат ребенка доброте, искренности,

преданности, умению ценить дружбу и другим важным для развития личности

качествам .

ценность «правильного» поступка,

идеализация

честности,

духовности, нравственности – всех тех качеств , которые каждый из нас хочет

привить своим детям. И еще в мультфильме воспитание этих замечательных черт

происходит как бы исподволь, незаметно, а потому не вызывает противодействия

подобное

приобретается легче

всего, так как отсутствует протест против подневольного

нравоучения. Нет конфликта «отцов и детей».

отметить

практически

каждый советский

мультфильм был

настоящим

произведением

искусства.

регулярный

просмотр

хороших мультфильмов поможет привить малышам хороший вкус и

разборчивость в выборе фильмов.

Герои советских мультфильмов с добрыми лицами и искренними улыбками.

Имена героев Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Настенька, Алёнушка, их

женственность выражена через духовные качества. Многие персонажи одеты в

русский национальный костюм. А русский дух – олицетворение силы, могущества,

храбрости,

преданности

экранизации современных мультфильмов.

касается

литературы,

Горького,

Сухомлинского,

Романовской)

воспитании

нравственной культуры ребенка играет хорошая книга. Одних она учит добру,

другим она становится хорошим другом, советчиком, третьим, позволяет черпать

материал

размышлений.

значение

благодаря ей дети познают примеры нравственности, учатся различать добро и зло.

последнее

родители,

педагоги,

писатели

усовершенствованные пути к активизации воспитательного потенциала книги. Как

мы часто говорим, что книга - это открытие мира. Не только сознание, но и

поступки

художественного

помогает

осознать отношения между людьми, вызывает стремление быть лучше, оно словно

окрыляет

заставляет

художественной литературы младшие школьники знакомятся с такими понятиями

как: добро, совесть, справедливость, честность и т. п. Детская литература дает

возможности расширения кругозора ребят, формирует мировоззрение и моральные

представления, развивает эмоциональную сферу. Для того, чтобы добиться высокой

эффективности

нравственного

воспитания

школьников

процессе

ознакомления

художественной

литературой,

необходимо

выполнять некоторые условия: – использовать различные методы и формы работы с

книгой; – проводить непрерывную работу по ознакомлению младших школьников с

художественной

литературой;

правильно

подбирать

художественную

литературу с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Выбор

учителем художественного произведения для чтения и анализа следует производить

так, чтобы рассказ или сказка вызывала интерес у детей младшего школьного

возраста и способствовала развитию их нравственной культуры. Художественные

произведения, заданные учителем для чтения, должны быть из разных жанров, а

также должны ставить и раскрывать различные проблемы и быть традиционными

детского

условиях

реализации

внеурочная

деятельность позволяет вести планомерную и систематическую работу по духовно-

нравственному воспитанию на основе чтения художественной литературы.

При изучении какого-либо художественного произведения, так или иначе, у

школьников

происходит

восприятия.

влияет на развитие и становление личности, а также с помощью него в сознании

человека

происходит

отражение

ситуаций

возникающих

непосредственном

воздействии

физических

раздражителей

рецепторные

поверхности органов чувств»

Художественная литература - признанный носитель духовного начала в

человеке, идеалов добра, любви, сострадания. Чтение ребенку художественной

литературы, способно воздействовать на него всесторонне, расширять его

жизненные горизонты, давать ему радость от полноты его собственной внутренней

жизни, эмоционально обогащать, будить человечность. Растя его на лучших

образцах художественной литературы, мы проецируем ребенку духовно богатую

жизнь. Нравственные начала в художественной литературе не преподносятся в

готовом виде. Они индуктируются в детской душе и закрепляются в его

эмоциональной памяти.

Особое место занимают притчи . В этих лаконичных историях заключены малые

или большие законы человеческого мира, а основаны они на искусстве меткости

слова. Специфика притч заключается в том, что в них резюмируется мораль – либо

прямым текстом, либо очевидным намеком. В последнем случае адресаты рассказа

могут выдвинуть собственную версию заложенного в них смысла.

Также не менее хороши басни, в которых тонко безадресно высмеиваются плохие

поступки,

поступки

заставляют

задуматься

собственным поведением, которое нередко становится узнаваемым слушателю или

читателю.

Представляю учебно-тематический план кружка «Светлячок»

Программа кружка разбита на блоки, в каждом блоке указана цель,

определены темы и материал для работы:

Что такое хорошо и что такое плохо?

Раздел содержит темы: 1.Что такое хорошо и что такое плохо?

2. О равнодушии и добре

3. Что не купишь за деньги

4. Спешите делать добро

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»;

Рассказ В. Осеевой «Плохо»;

Притча старца Паисия (о богатстве)

Сказка Э. Фарджона «Добрый фермер»

Притча «Юноша и морские звёзды», мультфильм «Фунтик»

Цель: Раскрыть понятия «отзывчивость» и «равнодушие»; способствовать

воспитанию у детей доброты и отзывчивости; вызвать у детей стремление

замечать в окружающих положительные качества; помочь детям

сформировать навыки толерантного отношения к людям независимо от их

социального положения.

художественных произведений.

Оформление: Пословицы и поговорки о доброте, высказывания великих

людей (Л. Толстого, М. Твена, Апостола Павла)

Драгоценности души

Раздел содержит темы: 5. Драгоценности души

6. Учимся сочувствовать

7. Прояви сострадание

8. Учимся видеть хорошее

В. Короленко «Слепой музыкант»;

Сказка О. Уайльда «Счастливый принц»;

Мультфильм «Рекс», «Чудесный подарок снеговика»

Басня И.Крылова «Листы и корни»

Цель: Способствовать развитию у детей таких качеств как сочувствие,

сострадание; развивать умения сопереживать, сочувствовать окружающим.

произведений, тесты.

Оформление: Высказывания великих людей (Б. Франклина, Д. Дидро, Ж.

Поль, Л.Н. Толстой)

Жить в единстве

Раздел содержит темы: 9. Жить в единстве

10. Не такой как все

11. Мальчишки и девчонки

12. Дети разных народов

13. Разноцветный мир

14. Протяни руку

15. В чужой стране

Сказка «Лесные певцы». Басня И.Крылова «Квартет»

Сказка «Маленький котёнок», мультфильм «Гадкий утёнок»

Слушание и разучивание песни «Из чего сделаны наши девчонки»,

Дидактическая игра.

Мультфильм «Леди и бродяга», «Бобик в гостях у Барбоса»

Мультфильм «Просто так»

Сказка «Приключение лисёнка»

Цель: Дать детям представление о сотрудничестве с людьми разных

национальностей, культур, вероисповеданий; показать различия во

внешности поведении людей разных национальностей; сформировать

адекватное восприятие людей разных национальностей.

Составляющие занятий: Игры, упражнения, беседа, чтение художественных

произведений, работа в группах, коллаж «Наш сад»

Оформление: Пословицы и поговорки о дружбе, высказывания великих

людей (Мартин Лютер Кинг)

Умей уважать других

Раздел содержит темы: 16. Умей уважать других

17. Ты мой друг и я твой друг

18. Глаза в глаза

20. Между мной и тобой

21. Надёжный круг

Сказка «Добрая собака»;

Фильм-сказка «Морозко»;

Мультфильм «Чебурашка и Крокодил Гена» (строительство домика

для друзей)

Рассказ В.Осеева «Синие листья»;

Сказка «В гостях у царя»» Т. Шарыгина

Сказка «Федя и Петя» Т. Шарыгина

Цель: Способствовать воспитанию у детей уважения к другим культурам;

смоделировать формы эффективного общения в данной группе и социуме в

целом; развивать адекватные способы взаимодействия с противоположным

Составляющие занятий: Игры, упражнения, анализ ситуаций, беседа, чтение

художественных произведений, работа в группах.

Оформление: Пословицы и поговорки.

Секрет милосердия

Раздел содержит темы: 22. Секрет милосердия

23. Законы милосердия

24. Волшебная лавка

25. Эмблема милосердия

26. Ключ врага милосердного

Притча о самарянине;

Сказка «Феи милосердия» Т. Шарыгина;

Притча «Волшебная лавка»;

Л.Толстой рассказ «Старый дед и внучек»; Сказка В. Катаева «Цветик –

семицветик», одноимённый мультфильм.

Сказка В.Немировича-Данченко «Ключ врага милосердного»

Цель: Развивать у детей умение быть внимательными и чуткими к близким и

окружающим их людям.

Составляющие занятий: Игры, упражнения, анализ ситуаций, чтение

художественных произведений (в т.ч басни).

Оформление: Пословицы и поговорки о доброте, милосердии, высказывания

великих людей (Э. Сведенборг, Д. Дон)

Взаимопонимание

Раздел содержит темы: 27. Взаимопонимание

28. О тебе и обо мне (Кто я? Какой ты?)

29. Диалог «карамбия»

30. Я сам себе кумир

Сказка «Поговорили»

Притча «Три сына»

Сказка В. Сухомлинского «Лепесток и цветок»

Сказка «Заяц-хваста»,одноимённый мультфильм

Цель: Рассказать детям о необходимости и значимости взаимопонимания

между людьми; развивать у детей умение уважать достоинство других, дать

возможность осознать свои достоинства и недостатки; учить детей строить

доверительные отношения между собой, выработать правила работы в

Составляющие занятий: Игры, упражнения, инсценировка ситуаций, беседа,

чтение художественных произведений, работа в группах.

Оформление: Высказывание (Сократа)

Я тебя прощаю

Раздел содержит темы: 31. Я тебя прощаю

32. Сила прощения

33. Жить с достоинством «Что это значит?»

Мультфильм «Тимошкина ёлка»

Сказка Г.Х. Андерсена «Двенадцать месяцев», одноимённый

мультфильм;

Мультфильм «Золотая антилопа»

Притча «Всё в твоих руках»

Цель: Способствовать формированию у детей умения прощать другого

человека.

Составляющие занятий: Игры, упражнения, беседа, чтение художественных

произведений, анализ ситуаций, работа в группах.

Оформление: Ситуации

Круг обратной связи (Рефлексия)

Цель: Обобщить полученные знания детей; Закрепить коммуникативные

Составляющие занятий: Игры, упражнения.

Во 2-3 классах идёт сквозная тема Православные (двунадесятые) праздники:

Покровские посиделки;

Рождество Христово

Масленица,

Пасха и т.д (по усмотрению учителя)

Кроме этого в рамках кружка с детьми организуется участие детей в

различных мероприятиях, конкурсах на уровне школы и района с активным

привлечением родителей и специалистов других социальных структур.

А. С. Макаренко

А. С. Макаренко говорил о детях так:

«…Он должен быть весёлым, бодрым, подтянутым, способным бороться и

строить, способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив, и таким

он должен быть не только в будущем, но и каждый свой нынешний день»

Воплощая слова А.С. Макаренко в жизнь сроится воспитательный процесс

учащихся школы в рамках духовно- нравственного направления.















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

1. Пояснительная записка

Программа “Я и моя Родина” духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся в начальных классах (далее – Программа) направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников Муниципального бюджетного образовательного учреждения СОШ № 16 Нижегородской области город Саров.

Нормативно-правовой и методологической основой Программы являются Закон Российской Федерации “Об образовании”, Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, основная образовательная программа начального общего образования ФГОС.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов обучающихся.

1.1. Портрет ученика.

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
  • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • любящий свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

1.2 Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

1.3 Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

  • пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;
  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими традициями российской семьи.

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.

2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Образовательное учреждение реализует поставленные задачи с учетом следующих принципов:

Личностно-ориентированная система влияний на младшего школьника: учет особенностей развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.

Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям. Применительно к первой ступени школы реализация этого принципа обеспечивает отказ от идеологического отбора содержания образования; раскрытие пред учащимися роли культуры в развитии общества.

Нравственная ценность отбора содержания является также важнейшим принципом воспитательной работы образовательного учреждения. Так, тематика уроков литературного чтения и внеурочной деятельности касается проблем культурного поведения, нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков героев художественных произведений.

Особенность программы “Я и моя Родина” духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся в начальных классах – это интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Содержание урочной деятельности представлено следующими предметными областями: филология (уроки русского языка, литературного чтения), обществознание и естествознание (уроки окружающего мира), искусство (уроки музыки и изобразительного искусства), технология (уроки технологии), а также основы духовно-нравственной культуры народов России (уроки одноименного предмета).

Школьники участвуют в следующих общешкольных мероприятиях:

  • “Акция “Подарок ветерану” - участие в помощи ветеранам, проживающим в микрорайоне;
  • “Братья наши меньшие” - забота о животных;
  • “Мы – шефы детского сада” - участие в организации праздников, досугов, игр детского сада микрорайона; поделки игрушек, костюмов, атрибутов игр для малышей.
  • “Подарок маме и любимой бабушке” - изготовление поделок к празднику Международный женский день, День матери.

4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • представления о символах государства - Флаге, Гербе России, о символике г. Нижнего Новгорода и г.Саров;
  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
  • начальные представления о народах России;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Нижегородского края, города;
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
  • любовь к школе, своему городу, народу, России;
  • уважение к защитникам Родины.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  • различение хороших и плохих поступков;
  • представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • первоначальные представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  • бережное отношение к растениям и животным.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • представления о душевной и физической красоте человека;
  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • стремление к опрятному внешнему виду.

5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования. Приложение 1.

6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

Презентация

II областные детские Серафимовские чтения “Путь с Богородицей” (номинация “Святыни земли Нижегородской”: Бармина Ангелина, призёр (1 место).

7. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.

В числе мер по решению задач духовно-нравственного воспитания обучающихся. Предполагается проведение систематической работы по просвещению семей по вопросам духовно-нравственного воспитания, возрождению традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношении на основе русских духовных и культурно – патриотических традиций.

Подобная работа предполагает 2 этапа:

  • просветительский этап,
  • этап организации совместной деятельности семей.

Просветительский этап предполагает проведение родительской конференции, родительского собрания, родительского лектория и др. по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания детей с привлечением медиков, педагогов, священнослужителей.

Тематика мероприятий выстраивается в соответствии с насущными проблемами, возникающими в семье, где воспитывается ребёнок. Особое внимание должно уделяться семьям, составляющим группу риска.

Просвещение родителей предполагает издание и распространение брошюр и печатных материалов “Семейное духовно-нравственное воспитание”, подготовку и комплектование видеоматериала, создание библиотечек. Не исключена и работа по распространению лучшего опыта семейного воспитания (на отечественной истории, истории Нижегородской области, примеров современной жизни).

Этап организации совместной деятельности семей предполагает:

организацию совместных с родителями праздников, традиционных общешкольных и классных мероприятий, семейных гостиных: день Матери, День Защиты детей, КТД “Веселый Новый год”, Международный женский день, семейная гостиная “Семь Я”, Рождественские чтения, совместные проекты “Мои корни”, “Мы и наши имена” и др. Конкурсы декоративно-прикладного творчества “Увлечения в моей семье”, Дни здоровья, “Масленица”, фотовыставки и др.;

  • создание родительских общественных организаций;
  • организацию системы взаимной помощи семей, помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
  • обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, организацией семейного каникулярного отдыха.

8. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальных классах. Приложение 3.

9. Воспитательный план работы по программе “Я и моя Родина” (1 – 4 классы). Приложение 4.

10. Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника. Приложение 5.

12. Словарь нравственных понятий и терминов. Приложение 7.

13. Пословицы и поговорки, отражающие нравственные ценности. Приложение 8.

Литература Байбородова Л. В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль, 1991.

  • Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. /М., “Вербум”., 2001.
  • 3. Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. М., “Вербум”., 2001.
  • 4. Изучение личности школьника учителем. Под. ред. 3. И. Васильевой" и др.М., 1991. .
  • Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
  • Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе. Л., 1991.
  • Новое в воспитательной работе школы. Сост. Н. Б. Щуркова, В. Н. Шнырева.М.,1991.
  • Педагогическая диагностика в школе. Под. ред. А. И. Кочетова. Мн., 1987.
  • Шилова М. И. Учителю о воспитании школьников. М., 1990.
  • Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.
  • Задачи духовно-нравственного воспитания:

    В области формирования личностной культуры:

    формирование способности к духовному развитию социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

    укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности дошкольника поступать согласно своей совести;

    формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

    В области формирования социальной культуры:

    пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

    формирование патриотизма;

    формирование осознанного и уважительного отношения к традициям православия, к вере и религиозным убеждениям.

    В области формирования семейной культуры:

    формирование отношения к семье как основе российского общества;

    формирование у воспитанников уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

    формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

    знакомство воспитанников с традициями православной семьи.

    Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания.

    Организация духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется по следующимнаправлениям:

    Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

    Ценности: любовь к Родине, своему народу, своему краю; служение Родине; свобода личная и национальная; доверие к людям.

    Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

    Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

    Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

    Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

    Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

    Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

    Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

    Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

    Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 66 «Ромашка» общеразвивающего вида

    Программа

    Кружок по духовно-нравственному воспитанию детей

    «Мир доброты»

    Воспитатель:

    «Утверждено»

    На установочном педсовете

    Заведующий ___________

    Основная цель кружка: Формирование основ духовности и нравственности личности дошкольника.

      Разработать модель духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Воспитывать в детях такие качества личности, как доброжелательность, терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность прощать, просить прощения, не отвечать злом на зло; человеколюбие, ч честность, ответственность, заботливость; трудолюбие; любовь и уважение к родным и близким, любовь к Родине. Объединить усилия семьи, детского сада и Церкви в духовно - нравственном воспитании дошкольников. Содействовать формированию у родителей ответственности за создание благоприятного семейного климата.

    Пояснительная записка - программа

    Периодичность проведения: занятия проводятся 2 раза в месяц по 15-20 минут.

    Форма проведения: подгрупповая, наполняемость 10 человек;

    Возраст детей: 3-5 лет

    Приёмы и методы:

      Теоретические и практические занятия с дошкольниками в игровой форме Беседы с детьми и их родителями; Коллективно-творческие дела; Индивидуальная работа с воспитанниками; Игры; Экскурсии; Досуговые программы для детей и родителей; Консультирование педагогов и родителей.

    Используемые материалы и развивающая среда:

    Шевченко мир. Учебно-методические комплекты «Православная культура» Истоковедение (Духовно - нравственное воспитание дошкольников в контексте истоковедения).Том 11. - М.:Издательский дом «Истоки», 2009/ Ответственные редакторы, ; Комплект книг для 3-4, 4-5 лет под общей редакцией профессора РАЕН, М., 2008 г.; Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для , авторы, Методическое пособие воспитателей дошкольных учреждений Основы христианской культуры. , Калининград, «Золотое сечение», 2001г. Конспекты занятий по духовно - нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры. , гуманитарный издательский центр Владос, 2010 г. Детская Библия. Стокгольм: Институт перевода Библии, 1990 г.; Закон Божий для самых маленьких. М.: Паломник, 1997 г.; Знакомство детей с русским народным творчеством. Спб.:Детство - Пресс, 1999 Журнал Духовно - нравственное воспитание. Прикосновение, рабочая тетрадь по основам православной культуры. И. Заузолкова, Козьмодемьянск.

    Отбор детей на кружок достигается следующими мероприятиями:

    Беседа с родителями, анкетирование родителей, беседа с ребёнком. Желание родителей и детей.

    Сроки реализации: программа рассчитана на 2 года.

    Основные принципы построения программы:

      От простого к сложному. Доступность. Системность знаний. Воспитывающая и обучающая направленность. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей. Разнообразные формы работы. Преемственность. Сотрудничество со специалистами детского сада, родителями.

    Актуальность

    В современном обществе в связи с изменениями социально - экономической ситуации материальные ценности доминируют над духовно - нравственными.

    Люди отличаются равнодушием к окружающим, отсутствием и терпимости к недостаткам других, нежеланием оказывать помощь . У многих детей искажены представления о

    доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом и жестокости в обществе. Многих ребят отличает

    эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

    Продолжается разрушение института семьи.

    Анализ данных целенаправленного обследования современного состояния семейного воспитания свидетельствует о резком снижении уровня исполнения воспитательной функции родителями. Хотя Закон «Об образовании РФ» (ст.18) гласит о том, что первыми родителями являются родители. Ошибаются родители, когда они смотрят на своего ребёнка, как на невинное существо. В котором ещё нет никакого зла. Опыт показывает, что ребёнок появляется на свет не только с добрыми задатками, но и с дурными. Поэтому воспитание ребёнка непременно должно включать и борьбу с его дурными наклонностями. Психология и религия учат нас, что всякое проявление зла в душе надо преодолевать в самом начале. Пока оно не окрепло и не превратилось в привычку. Дурные качества развиваются и закрепляются быстро и могут заглушить семена добра. А добрые качества приобретаются усилием и постоянством.

    Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своё время писал: «Против нашего народа ведётся хорошо спланированная бескровная война, имеющая цель её уничтожить. В России сегодня создан огромный рынок алкоголя, наркотиков, порнографии, обогащающий зарубежные фирмы и мафии, деятельность которых вызвала небывалый демографический кризис в нашей стране. Она приводит к вырождению и вымиранию нашего народа. Мы должны поднять русский народ на борьбу за жизнь своих детей. Нужны всенародные усилия, чтобы наши дети и молодёжь получили возможность вернуться к духовным и культурным корням народной жизни».

    Итак, проблема духовного воспитания, бесспорно является одной из главнейших в современной России, поскольку именно в этом решение таких вопросов, как: будущее России, воспитание детей, становление новых идеалов и ценностей. О необходимости создания новых подходов в воспитании, обращения к духовности и милосердию отмечают многие педагоги, учёные и священнослужители. Духовность подразумевает стремление к самопознанию и самосовершенствованию. По мнению В. Даля, дух образуют слитно ум и нрав. К нраву он относит понятие любви, милосердия, добродетели. Нравственный – значит духовный, согласный с совестью, законами природы, достоинством человек. Поэтому нравственность является частью духовности и проявляется как красота в поведении человека.

    Важно помнить, что образование - это неразрывное единство обучения и воспитания. И сегодня задача всех образовательных учреждений - не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и воспитание духовной личности.

    Примечание: преподавание дисциплин духовно - нравственного характера в светской школе или ДОУ — дело необычайно деликатное. Оно требует единения желаний родителей и их детей, заинтересованного участия администрации, чуткости, душевной тонкости педагога.

    Целесообразность программы

    Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. Детская душа целостна, в ней нет раздвоения, искусственности, фальши, неискренности. Отношение детей к людям, к природе простодушно, непосредственно и сердечно, как это почти недоступно для взрослых. «Младенец подобно молодому деревцу, нуждается в прививке, дабы выросли красивые и вкусные плоды. Не сделав это вовремя, мы рискуем вырастить, может быть и большое дерево, но с плодами горькими и негодными купотреблению. Ничего кроме доброго, от приобщения детей с младенческого возраста к Церкви не будет» (протоиерей В. Грозовской).

    Программа предусматривает совместную деятельность педагогов, родителей, воспитанников и Церкви.

    Ожидаемые результаты:

    В результате реализации поставленных задач можно будет добиться следующего: Снизится уровень тревожности и агрессивности у детей. Ребёнок научится терпеливо преодолевать встречающиеся трудности. Дети начнут чувствовать рядом с собой другого человека, его боль и переживания. Выработается привычка к делам милосердия, к труду ради других, доверие к миру. Произойдёт приобщение детей к Церкви. Дети научатся трепетно относиться к близким и родным, любить свою Родину, окружающую природу.

    Родители будут обращать внимание в первую очередь на воспитание Души в своих детях.

    Перспективное планирование работы кружка по духовно-нравственному воспитанию детей «Мир доброты»

    Сентябрь

    Занятие №1 «Любимое имя»

    Цели: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Имя». Мотивация родителей на совместную работу с ребёнком и воспитателем. Развитие чувства самооценки ребёнка

    Занятие №2 «Дом, в котором я живу. Моя семья.»

    Цели: Дать детям понятие о доме как о постройке, дать понятие об отчем доме, семье. Рассказать о близких родственниках. Развитие умения слушать друг друга.

    Занятие №3 «Доброе слово»

    Цели: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Слово». Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям.

    Занятие № 4 «Наш храм»

    Цели: Дать детям понятие о храме как о Божием доме. Обратить внимание детей на архитектурные особенности. Рассказать о внутреннем церковном убранстве. Познакомить детей с самыми простыми молитвами. Развивать умение слушать взрослого.

    Занятие №5 «Мир вокруг нас»

    Цели: Развивать интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней. Развивать художественный вкус, творческое воображение, трудолюбие, усидчивость и терпение. Развивать мелкую мускулатуру рук, координацию движения.

    Занятие №6 «Ласковая песня»

    Цели: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Песня». Развитие умения слушать друг друга

    Занятие №7 «Ангел-хранитель»

    Цели: Вызвать в детях желание делать подарки близким людям, дать понять, что дарить подарки гораздо приятнее, чем получать самим. Развитие у детей уважения к труду, побуждение к творчеству.

    Занятие №8 «Святые иконы»

    Цели: Дать понятие, что такое икона (образ), нимб. Обогащение знаний о молитвах. Мотивация взрослых на совместную деятельность с ребёнком.

    Занятие №9 «Любимый образ»

    Цели: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Образ». Формирование способности понимать чувства других людей. Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям.

    Занятие № 10 «Рождество Христово»

    Цели: Ознакомить детей с содержанием рассказов об Иисусе Христе.

    Способствовать развитию памяти, мышления. Побуждать детей к совместному труду.

    Занятие №11 «Образ света»

    Цели: Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ».

    Развитие умения выражать свои добрые чувства. Развитие эмоциональной сферы ребёнка.

    Занятие №12 «Добрый мир»

    Цели: Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ»

    Развитие мотивации на общение со взрослым. Развитие основы самоутверждения.

    Занятие №13 «О доброте и послушании»

    Цели: Развитие у детей мотивации к послушанию взрослых. Развитие адекватной самооценки.

    Занятие №14 «Добрая книга»

    Цели: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Книга».Воспитание интереса, любви, бережного отношения к книге. Развитие умения слышать друг друга.

    Занятие №15 «Любимая книга»

    Цели: Развитие взаимодействия детей и взрослых. Создание позитивного настроя на общение в группе.

    Занятие №16 «Самый главный праздник» (Пасха)

    Цели: Объяснение детям смыла праздника Пасхи. Знакомить с православными праздниками.

    Занятие №17«Как у нас-то в мастерской»

    Цели: Познакомить детей с пасхальными традициями. Развивать любовь к труду, творчеству.

    Занятие №18 Фотоэкскурсия в храм

    Цель: Приобщать к православной культуре.

    Интеграция кружковой работы в педагогическом процессе детского сада:

      Семинары - практикумы для педагогов ДОУ; Выступления на педагогических советах; Проведение анкетирования; Взаимодействие с музыкальным руководителем; Сотрудничество со старшим воспитателем; Совместное творчество ребёнка, родителей, воспитателя.

    Диагностика:

    Но говорить о результатах проводимой работы по духовно – нравственному воспитанию детей сложно. Ведь педагоги, выступают в роли сеятелей «мудрого, доброго, вечного», а произрастёт ли семя, даст ли плод, зависит от многих причин, так как жизнь ребёнка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности. И очень важно, чтобы в пути каждого ребёнка сопровождали не только настоящие педагоги, но и добрые, чуткие и мудрые родители, верные друзья, чтобы каждая минута общения с ними духовно наполняла и обогащала детскую душу. Примерная диагностика показала рост уровня нравственного развития детей с 23% до 52% за год работы кружка.

    Работа с родителями:

    Без поддержки родителей в деле воспитания дошкольников не обойтись. Поэтому в детском саду предусмотрены разные формы взаимодействия с семьями воспитанников по духовно – нравственному воспитанию: консультации, родительские собрания, совместное посещение храма, выпуск книг - раскладушек «Чем живёт группа», оформление уголка для родителей «Мир доброты», создание совместных альбомов:«Любимое имя», «Дом, в котором я живу», «Доброе слово» , «Любимая колыбельная песня моего ребенка», «Дружная семья», «Святые иконы», «Пасха Светлая», «Ангел - Хранитель», «Рисуем православный храм», «Вифлеемская звезда» организация выставки поделок «Пасха Красная», «Рождество Христово». Вошло в традицию празднование православного праздника «Пасха», а также празднование Дня Матери.