Группы давления в политике как элемент коррупции. Политические системы и причины коррупции

Политическая коррупция — это деяние должностного лица государства, при котором оно незаконно и неправомерно использует свой ​​государственный статус для получения преимуществ (социальных, политических, экономических и т.д.) для себя или других лиц в корыстных целях.
Для политической коррупции характерно стремление ее субъектов к наращиванию своего властного потенциала, часто без явной материальной выгоды. Политическая коррупция проявляется в различных формах и политических процессах.
С учетом многообразия и специфики проявления политической коррупции в условиях избирательных процессов выделяют специфический вид политической коррупции — электоральную коррупцию. Ее можно определить как систему подкупа как избирателей, так и тех, кто проводит выборы и даже тех, кого выбирают. Поэтому власть (государственная, местная) превращается в товар, который можно приобрести только при условии доступа к значительным финансовым, материальным, информационных и других ресурсов.
Некоторые американские исследователи утверждают, что природа депутатского мандата (а именно-его временный статус) может стать фактором коррупционного поведения его владельца. По мнению экспертов, депутаты представительных органов часто сталкиваются с дилеммой: сохранить политическую поддержку избирателей, гарантируя, тем самым, дальнейшее переизбрание или принять денежное вознаграждение от лоббистов, обеспечив свое материальное состояние.

Основные черты политической коррупции

Можно выделить несколько основных специфических черт политической коррупции:
политическая коррупция имеет гораздо более узкий круг тех, кто с ней непосредственно сталкивается, что усиливает ее латентность. Политическая коррупция оборачивается в слишком высоких политических кругах, чтобы стать элементом повседневного практического опыта подавляющего большинства граждан;
далеко не всегда политическая коррупция имеет четко выраженное материальное воплощение (в виде конкретного денежного эквивалента, или в объеме определенных услуг, услуг). Конечно, и в сфере политической коррупции также могут быть свои «фиксированные ставки», но доля «твердых тарифов» значительно меньше. Некоторые эксперты вообще говорят об отсутствии монетарной сущности политической коррупции, поскольку вознаграждение используется не в личных целях определенного должностного лица, а во властно-политических целях (например, поддержка руководства во время политических кризисов или на выборах);
вовлечение в круг политической коррупции лиц — политических функционеров, публичных политиков, чиновников — часто более длительными по времени и имеет, так сказать, разновекторную направленность. Иными словами, поскольку политические коррупционеры являются людьми, которые имеют значительные властные полномочия, широкий круг знакомств и находятся в поле действия разного рода сетей политического влияния, то и услуги, которые они предоставляют универсальны и касаются различных сфер общественной жизни.
в отличие от «обычной», политическая коррупция почти легитимная как в оценках общественного мнения, так и в политических кругах. Дело в том, что в контексте широко распространенного понимания политики как «грязного дела», общественность воспринимает политическую коррупцию как неотъемлемую составляющую этой грязи и далеко не всегда относится к ней как к общественно вредному явлению. Среди политиков легитимность политической коррупции базируется прежде всего из-за ее восприятия как органической части политического менеджмента и политических технологий. Особенно это касается так называемых управляемых демократий, где политики твердо уверены в необходимости направления общественно-политических процессов в нужном им направлении, в том числе и с помощью действий, которые классифицируются как политическая коррупция.

Учитывая все вышесказанное, политическая коррупция имеет гораздо больший скрытый и инвариантный характер и далеко не всегда очевидна для рядового гражданина. Опасность политической коррупции связана прежде всего с тем, что она приводит к принципиальным ценностным сдвигам в системе «средство-цель».
В демократическом государстве (даже при так называемой частичной демократии) достижение стратегических и тактических политических целей в системе государственно-правовых отношений предполагает применение определенных нормативно определенных средств.

Политическая коррупция приводит как к применению не предусмотренных законом средств, так и к преследованию корыстных (личных, групповых, клановых) целей. Более того, часто осуждения подвергается не сам факт корыстной мотивации, а способ его осуществления (например, прямое вмешательство в компетенцию того или иного субъекта политики или грубое давление на политических оппонентов). Полученные в результате политической коррупции дивиденды, если и подвергаются осуждению, то преимущественно с точки зрения ценностей общественной морали, демократии и правового государства, а не с позиций уголовного кодекса.

Распространение политической коррупции

Основными факторами, способствующими распространению политической коррупции являются:

— низкий уровень политической культуры общества, его несоответствие достигнутом формальном уровню демократии. Действительно, если в государстве принята демократическая конституция, которая закрепляет ключевые принципы демократического строя и предоставляет гражданам основные политические права и гражданские свободы, а в обществе длительное время остаются господствующими элементы «патриархальной» и «подданнической» политической культуры, то при таких условиях политическая коррупция приобретает небывалый расцвет;

— чрезмерное и активное вмешательство государства в экономику и частную жизнь граждан, что приводит к ослаблению рыночных регуляторных механизмов, замене их жестким нормативным регулированием государства, а также к эрозии основ гражданского общества. Невинные, на первый взгляд, попытки государства расширить сферу своего контроля (который часто пытаются оправдать чрезвычайной сложностью процессов, происходящих в современном обществе, и опасностями, что ему угрожают) неизбежно влечет за собой увеличение объема полномочий и сферы «ответственности» как избранных политиков так и назначенных политических функционеров;

— непрозрачность системы государственного управления, процессов выработки политики и принятия решений на национальном, региональном и местном уровнях. Формирование и закрепление в общественном сознании представления о политической системе как своеобразном «черном ящике», продукт деятельности которого является результатом действия неопознанных, часто иррациональных, механизмов и процессов, является прямым следствием ее нетранспарентности и минимизации участия граждан в делах государства.

При таких условиях, политическая коррупция становится органичным элементом политической системы, более того, коррупционные деяния становятся неотъемлемым связующим звеном между этапами процессов выработки политики и принятия решений.
В общественном мнении посттоталитарных, особенно постсоветских стран существует довольно распространенный стереотип о неразрывности демократии и политической коррупции. Логическая цепочка, объединяющая эти два политические явления, довольно проста: поскольку в основе современной представительной демократии лежит принцип политической конкуренции, а борьба за избирателей между различными политическими силами формирует своеобразный политический рынок, на котором товаром являются программы и обещания политиков и партий, а деньгами — голоса избирателей, то и политическая коррупция полностью соответствует такой системе рыночных ценностей, занимая свою нишу на рынке политических услуг. В этом контексте политики выступают как бизнесмены или менеджеры со всеми присущими такому рода деятельности качествами. Если данную логическую цепочку поместить в более широкий контекст категорического неприятия рынка как такового и связанных с ним отношения собственности определенными сегментами посттоталитарных обществ, то вышеупомянутый стереотип имеет все шансы на длительное существование.

Хотя демократия объективно может способствовать распространению и развитию политической коррупции, заметим, что масштаб и глубина этого явления зависят от качества демократии и уровня развития гражданского общества и политической культуры общества. В современных либеральных демократиях на пути распространения практики политической коррупции уже установлены системные барьеры (институциональные и нормативно-правовые), которые продолжают совершенствоваться. Но переходные тоталитарные общества особенно уязвимы для политической коррупции.

Демократия не является олицетворением идеального, беспроблемного общества. Хорошо известно, что установление демократического строя не ведет к автоматическому решению общественных проблем. Однако, демократия — это благоприятная основа для их решения или смягчения, поскольку создает необходимые условия для распространения информации по этим проблемам, их исследования, поиска путей преодоления и выработки соответствующей политики. не является исключением.

И хотя политическая коррупция вряд ли когда-нибудь полностью ликвидирована в условиях современной представительной демократии, ее масштабы, а значит и разрушительное воздействие, могут быть значительно уменьшены и подвергнуты надежному государственному и общественному контролю. Чтобы выжить, демократия должна найти в себе силы и мужество преодолеть политическую коррупцию.


К оррупция в России достигла немыслимых размеров. Вместе тем, несмотря на масштабы коррупции и темпы деформации политических и социальных институтов, причины возникновения и природа столь беспредельной коррупции в России остаются не до конца выясненными. При этом практически не рассматриваются вопросы, связанные с появлением и развитием в России особого и самого опасного вида коррупции - политической коррупции.

Политика, как практика управления государством, и коррупция всегда тесно связаны. В отечественной науке изучению политического аспекта коррупции уделяется серьезное внимание. При этом политическую коррупцию следует отличать от бюрократической коррупции, характеризующейся отсутствием политических мотивов коррупционных действий. Она адресована бюрократии - управленческой группе, не имеющей возможности принимать самостоятельные (без участия представителей элиты) политические решения.

В широком смысле, под политической коррупцией принято понимать подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще, либо преступную деятельность, заключающуюся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения.

По мнению некоторых ученых, под политической коррупцией следует понимать коррупционные (или связанные с коррупцией) формы политической борьбы правящих или оппозиционных элит, партий, групп и отдельных лиц за власть, т. е. с целью ее захвата или удержания, а также против политических конкурентов. Некоторым ее видам присущи коррупционные деяния против конституционных прав и свобод человека и гражданина, против основ государственного строя и государственной власти.

Политическая коррупция чрезвычайно развита в силу того, что она охватывает все органы государственной власти (исполнительной, представительной и судебной). В ее основе лежит неправомерное и корыстное использование ресурсов власти, в том числе, в негосударственном секторе на уровне местного самоуправления.

Для политической коррупции характерно стремление ее субъектов к приращению своего властного потенциала без явной, на первый взгляд, материальной выгоды. Дело в том, что корыстные мотивы на нижестоящих уровнях социальной организации (ГИБДД, чиновники низших рангов, преподаватели, врачи и т.д.) имеют, как правило, конкретное материальное воплощение: четко оговоренные суммы денег или объемы запрашиваемых услуг. В ситуации с коррупцией политической и размер вознаграждения, и сам факт этого вознаграждения зачастую скрыты от глаз общественности и правоохранительных структур. То есть вредоносность такого явления очевидной для рядового человека представляется не всегда. Именно эта черта способствовала размежеванию точек зрения исследователей политической коррупции. Парадокс заключается в том, что абсолютно деструктивный, с точки зрения закона, феномен в глазах теоретиков политического менеджмента превращается в оригинальную деталь управленческого инструментария, коррозийный характер которого порой подвергается сомнению.

Таким образом, в отечественной науке, так же как и в зарубежной, выделяются следующие признаки политической коррупции:

а) отсутствие явной противоправности;

б) нацеленность на захват, сохранение, укрепление и распределение власти, как отдельными лицами, так и их группами (партиями, иными устойчивыми сообществами);

в) использование для достижения указанных целей как государственных, так и общественных ресурсов.

Большинство специалистов, изучающих политическую коррупцию, рассматривают ее как особый вид коррупции, возникающий в политической системе общества в результате нарушения избирательного процесса, покупки голосов избирателей во время выборов. Коррупция здесь выражается в незаконном финансировании избирательных кампаний, информационном обеспечении выборов организациями и СМИ из корыстной или иной заинтересованности, подкупе лиц, призванных обеспечивать открытость и гласность избирательного процесса (наблюдатели, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса). Такая коррупция поражает и деформирует все ветви власти и все сферы государства, принципиально меняя смысл и характер деятельности государственных органов власти. Здесь действительно есть все характерные признаки коррупции, за исключением наличия должностного лица.

Как известно, выборы обеспечивают коррекцию социально-политического курса и экономический прогресс цивилизованного государства. В то же время, нарушение механизма выбора власти приводит к непоправимым, с точки зрения формирования и развития политической системы государства, его экономики и социальной сферы, последствиям, поскольку порождает такое смертельно опасное для общества и государства явление, как политическая коррупция. В этой связи некоторые авторы определяют политическую коррупцию, как деяния политиков, претендентов или лиц, связанных с ними, во время подготовки и проведения выборов, назначение или утверждение на определенной государственной должности, а также проведение иных политических мероприятий, направленных на получение или сохранение определенной должности или статуса, как для себя, так и для других лиц, совершенных путем использования должностных полномочий - как своих, так и иных лиц, использования своих и чужих материальных ресурсов вопреки интересам государства, общества и других лиц в целях получения политической выгоды, личного обогащения, а также в пользу узкогрупповых интересов и политических партий.

Таким образом, основными сферами политической коррупции являются выборы в законодательные и представительные органы власти всех уровней, деятельность политических партий, а также политический лоббизм, навязывающий органам государственной власти и местного самоуправления те или иные решения, или внедряющий в их руководящие органы представителей определенных групп влияния.

В силу того, что подобная деятельность ведет к формированию властных структур, под управлением которых оказывается значительная часть российского общества и целые российские регионы, коррупция здесь наиболее опасна, ибо ее последствия весьма труднопреодолимы, и, более того, способствуют развитию не только политической, но и многих других форм коррупции. Коррупционеры, захватившие подобным путем власть в тех или иных государственных структурах или в отдельных субъектах Российской Федерации, могут затем годами сохранять и приумножать свою власть с использованием коррупционных механизмов различного вида и оказавшегося в их руках административного ресурса, в том числе, и при проведении очередных выборов.

Так, в докладе Общественной палаты по коррупции отмечалось, что в последние годы несовершенство партийно-политической системы в России, отсутствие полноценных политических партий, реально выражающих интересы конкретных социальных групп, привели к тому, что партии стали развиваться по двум направлениям: либо представлять интересы исполнительной вертикали, либо превращаться в своего рода бизнес-проекты по привлечению финансовых средств путем получения поддержки от власти в обмен за голоса при рассмотрении того или иного вопроса в законодательном органе.

Ввиду указанных обстоятельств, коррупционная составляющая политического процесса стала выражаться в лоббировании одних законопроектов и торможении других в интересах конкретных финансово-промышленных групп, которые финансируют партии и экономически стимулируют деятельность депутатов, способных оказать влияние на решения законодательных органов. А поскольку криминальные сообщества обладают немалым ресурсом влияния в сфере экономики, отдельные политики и партийные функционеры, по существу, начинают выражать не только экономические, но и криминальные групповые интересы.

Следует подчеркнуть, что политическая коррупция в современной России обладает всеми существенными признаками этого политического феномена, в числе которых необходимо отметить следующие:

  1. фактическое искажение механизма выборного процесса путём фальсификации результатов выборов, ставящее целью удержание (узурпацию) власти и неизменность существующей политической системы государства;
  2. образование и развитие особых финансово-политических групп, в руках которых сосредоточены огромные ресурсы и внутри которых в узком кругу принимаются стратегические государственные решения без их предварительного обсуждения в парламенте;
  3. отсутствие реальной политической конкуренции и отсутствие реальных политических партий, ставящих своей целью приход к управлению государством путём политической борьбы;
  4. формирование органов исполнительной власти (правительства, администрации) не по профессиональному признаку, а признаку личной преданности вождю и круговой поруки.
  5. государственная (административная, финансовая, экономическая, информационная и пр.) поддержка действий одной политической группы в ущерб поддержке действий других политических и социальных групп.

Таким образом, политическая коррупция представляет собой процесс насильственного и нелегитимного удержания (узурпации) высшей государственной власти одной из политических групп (кланов) в целях неограниченного и неконтролируемого доступа к административным, природным, производственным, финансово-экономическим, информационным, избирательным и другим ресурсам государства с одновременным лишением прав доступа к этим ресурсам иных политических и социальных групп путём фальсификации результатов выборов или отмены (частичной или полной) выборов этой власти.

Какие же основные, базовые причины политической коррупции? Это, прежде всего, несовершенство политических институтов и всего механизма государственного управления. Понятно, что совершенных социально-политических систем не существует. Но понятно и то, что в демократических странах, где десятилетиями отрабатывалась система государственного управления, обеспеченная эффективным законодательством, сложившимся кодексом высоких стандартов политической этики элиты, политическая коррупция находится под действенным контролем и государства, и общества. Поэтому в таких странах (к примеру, скандинавские страны, Канада, Нидерланды, Сингапур и многие другие) мы наблюдаем традиционно низкий уровень политической коррупции. Там же, где возникают новые социально-политические системы, как, например, в России, либо складываются условия для развития отношений коррупции, (к примеру, в свое время в Италии), как правило, по разным причинам, происходит бурный всплеск политической коррупции.

Самым опасным в российской политической коррупции является то, что она поразила судебную и правоохранительную сферы. Мздоимство в судах стало одним из самых мощных рынков коррупции в России. «Судебная коррупция, - по словам Председателя Конституционного суда РФ В.Д. Зорькина, - встроена в различные коррупционные сети, действующие на разных уровнях власти: например, в сети по развалу уголовных дел и по перехвату чужого бизнеса». Следует ли говорить о том, какую огромную разрушительную силу для государства имеет коррупция в системе высших эшелонов власти и, особенно, в системе правоохранительных органов и судебной сфере? Язва коррупции не только разлагает механизм государственного управления страны, разрушает имидж власти внутри страны, подрывает доверие народа к институтам политической системы, но и не в лучшем виде формирует образ страны в международных отношениях.

Другой важнейшей причиной политической коррупции в стране является низкий уровень участия граждан страны в контроле над государством. Мера этого контроля настолько низка и реальные возможности граждан оказывать влияние через слабые пока институты представительства (политические партии, группы интересов, группы давления), иные формы участия на принятие тех или иных решений настолько ничтожны в российской политической системе, что мы вполне можем говорить лишь о складывающихся в Российской Федерации механизмах влияния гражданского общества на государство.

Важнейшей причиной, и, одновременно, следствием двух предшествующих причин политической коррупции в стране, является то, что называют состоянием «честности власти», стандартами политической этики бюрократии, которые находятся в прямой зависимости от политической воли, ценностей и стандартов политической этики властвующей политической элиты страны. Очевидно, что мера коррупции чиновничества, как орудия власти политической элиты, зависит от контроля за ее деятельностью со стороны властвующей политической элиты, от внутреннего контроля самой бюрократии (действующие профессиональные и этические стандарты корпорации), и от контроля (давления) со стороны общественности. Поскольку роль общественности в процессах принятия и контроля за выполнением политических решений в стране ничтожна, постольку правящая политическая элита и бюрократия становятся главными субъектами «правил политической игры» и политического режима в стране. Они определяют его основные характеристики, «меры» борьбы против коррупции, «дозируют» условия по формированию в стране гражданского общества и активистского типа политической культуры российских граждан.

Общеизвестно, что коррупция, как и мафия, бессмертна. Коррупционные отношения в современном российском обществе за последние годы не только не сократились, а напротив, расширились, усложнились и превратились в фактор, который сдерживает позитивное социально-экономическое развитие страны и угрожает национальной безопасности. Между тем, существует едва ли не единственный способ, позволяющий если не искоренить, то хотя бы поддерживать уровень политической коррупции на приемлемом для общества уровне. Этот способ давно известен и широко применяется в цивилизованных странах (разумеется, в каждой - со своей спецификой). Он заключается в создании эффективной политической системы, которая в наибольшей степени генерирует политическую конкуренцию, в свою очередь, обеспечивающую в сочетании со свободными выборами формирование дееспособных партий, партийных коалиций, парламента, правительства, состоящего из профессионалов, независимых профсоюзов, СМИ, судов, прокуратуры.

Одной из важнейших задач в борьбе с коррупцией в системе государственной службы является формирование государственной стратегии, предусматривающей следующие антикоррупционные механизмы:

  • политический механизм (политическая воля руководства страны, привлечение институтов гражданского общества и т.д.);
  • законодательный механизм (совершенствование антикоррупционного законодательства, устранение недостатков действующего механизма правового регулирования государственной службы и т.д.);
  • институциональный механизм (усиление «прозрачности» управления, проведение открытой информационной политики; создание государственно-общественных структур контроля за деятельностью госслужбы, обеспечение независимости и эффективности судебной системы, органов прокуратуры и правоохранительных органов и т.д.);
  • международный механизм (подписание и ратификация международных протоколов и законов; привлечение к законодательной работе международных экспертов по борьбе с коррупцией и т.д.);
  • воспитательно-образовательный механизм (возрождение такого понятия, как этика государственного служащего; повышение юридической грамотности широких слоев населения; воспитание нового поколения государственных служащих).

Коррупция, то есть неправомерное использование должностным лицом своих властных полномочий для извлечения личной выгоды, является столь специфичным явлением, что почти всегда имеет политический характер. Так как почти все сферы коррупции, за исключением таких специфических, как медицина или образование, связаны с государственными чиновниками, что уже подразумевает политический элемент коррупционных действий. Так что политической может быть названа как коррупция в широком смысле, в которой задействованы госслужащие, так и коррупция, направленная на манипуляции в политической сфере.

Общая природа коррупции

Коррупция связана с политикой изначально именно в силу самого характера данного явления: коррупционером может быть лишь человек, которому доверены те или иные властные полномочия или не принадлежащие ему ресурсы и которые он в нарушение закона использует для собственной выгоды, материальной, политической или иной другой. Как уже ясно, чаще всего такими людьми оказываются чиновники, то есть люди, которые являются представителями государства и от его имени могут совершать различные действия. В основе феномена коррупции лежит конфликт между интересами чиновника и интересами государства – недобросовестные действия чиновника наносят вред государству и интересами его граждан, что уже означает политический характер данного шага.

Если же иметь в виду политическую коррупцию в её узком значении, в данном случае к личным интересам чиновника добавляется возможный корпоративный интерес, то есть интерес той или иной группы чиновников, того или иного ведомства, различных партийных организаций или лоббистских групп. Но в любом случае решающим фактором является противоречие этих мотивов, интересов и действий интересам государства и, что важнее, его граждан, народа как носителя высшей власти. И здесь на первый план выходит не материальная составляющая в виде взяток, «откатов» и прочих стимулов, которые связаны с коррупцией по вопросам бизнеса, а другие инструменты: недобросовестная судебная система, ограничение свободы средств массовой информации, непосредственное, с помощью подконтрольных силовых ведомств, или опосредованное (через так называемый «административный ресурс») оказание влияние на результаты выборов и иные процедуры политической жизни.

Коррупция в России: цель – обогнать Коморские острова

Отдельного рейтинга стран по признаку политической коррупции не существует – прежде всего, из-за сложности выделения этой составляющей из общего коррупционного фона. Однако большинство экспертов полагают, что данные по «общей» коррупции чаще всего отображают состояние дел в той или иной стране и с политической коррупцией, так как политические моменты в том или ином виде присутствуют почти во всех коррупционных процессах. И в этой связи весьма показательным является самый авторитетный рейтинг стран мира по уровню восприятия коррупции, ежегодно составляемый неправительственной международной организацией Transparency International. Впрочем, большинство стран, которые занимают в рейтингах этой организации низкие места, высказывают скептическое отношение к объективности этого «хит-парада», однако это и не удивительно.

Так вот, на протяжении последних лет, весь недолгий XXI век, Россия занимает в рейтингах Transparency International по уровню восприятия коррупции стабильные очень низкие места. Которые означают, что специалисты этой организации оценивают Российскую Федерацию как одну из наиболее коррумпированных, в том числе и в политическом плане, стран планеты. Более того, вплоть до 2010 года пять лет Россия всё более снижалась в этом рейтинге, то есть уровень коррупции всё возрастал. Так, в 2009 году Россия занимала 146 место в списке, а в 2010 году опустилось на 154 место из 178 представленных в данном рейтинге. В 2011 году, если судить по рейтингу Transparency International, обнародованном 1 декабря этого года, ситуация несколько улучшилась. Россия поднялась в рейтинге на несколько позиций, заняв 143 строчку списка из 182 возможных – это позволило догнать Нигерию и рассчитывать на то, чтобы в будущем стать менее коррумпированной страной, нежели, например, Коморские Острова. Позитивное влияние оказали некоторые изменения в законодательстве: в 2011 году были введены декларирование чиновниками доходов и имущества, ужесточение санкций за коррупцию, введение штрафов, кратных ущербу от противоправных действий, и тому подобное.

Особенности политической коррупции в России

Политическая коррупция в России, как и почти все явления и процессы, попадающие на российскую почву или вырастающие на ней, имеет собственные черты. Прежде всего, это касается истоков российской политической коррупции. Почти все исследователи этой проблемы единодушны в том, что по-настоящему политическая коррупция в России родилась в период существования СССР – до 1917 года коррупция в стране хоть и имела огромные масштабы, но ограничивалась экономической сферой. В СССР, в условиях тоталитарного режима, когда государство одной из главных своих задач видело в подчинении себе всех граждан и репрессиях в отношении непокорных, политическая коррупция была узаконенной государственной политикой против своего народа. Поэтому, когда в условиях современной России встаёт вопрос о политической коррупции, не нужно забывать, что и руководители страны, и чиновники всех уровней, и большая часть населения родом из СССР. Как представители высшего руководящего звена, привыкшие решать свои задачи без оглядки на мнение народа, как чиновники, привыкшие исполнять свои обязанности по требованию не закона, а начальства, так и народ, в большей своей части привыкший, что от него в жизни страны ничего не зависит.

В силу этого политическая коррупция в России имеет ряд характерных признаков: отсутствие реальной политической конкуренции; образование и развитие особых финансово-политических групп, внутри которых принимаются стратегические государственные решения; государственная поддержка действий одной политической партии; искажение механизма выборного процесса через фальсификацию результатов выборов.

Александр Бабицкий

Пожалуй, первым термин "корруп­ция" применительно к политике употребил Аристотель, определяя тиранию как неправильную (испорченную, коррумпированную) форму монархии.

В англо-русском юридическом словаре читаем: corruption - 1 - разложение, коррупция; 2 - получение взятки.

Изна­чальное общепринятое понимание термина дает основание считать коррупцией разложение государственного аппарата, общественных и частных служб... в результате подкупа их должностных лиц (служащих). Иначе говоря, коррупция не сводится к подкупу, хо­тя в большинстве случаев подкуп является ее непосредственным источником.

"Коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях". Данное определение

используется в Справочном документе ООН о международной борьбе

с коррупцией.

"Коррупция - социальное явление, характеризующееся подку­пом - продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узкогруппо­вых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей".

Приведем еще одно определение коррупции, имеющее полити­ческий оттенок: коррупция - отклоняющееся полити­ческое поведение, выражающееся в нелегитимности использования господствующей политической элитой государственных ресурсов в целях укрепления своей власти или обогащения.

В распоряжении правящей элиты находятся следующие основ­ные виды государственных ресурсов: символические (гимн, флаг, герб и другие знаки государственной символики); властно-расп­ределительные; материальные (контроль за государственной эко­номикой, налоговая политика и др.).

Коррупция не сводится к примитивному взяточничеству, осо­бенно в условиях рыночной экономики, свободной торговли и де­мократии. Лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на поли­тические цели, традиции перехода политических лидеров и госу­дарственных чиновников на должности почетных президентов кор­пораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет госбюджета, перевод государственного имущества в акци­онерные общества, использование связей преступных сообществ и т.д. являются завуалированными формами коррупции.

Характерными проявлениями коррупции, получившими распространение среди должностных лиц государственных учреждений и организаций, служащих органов государственной власти и управления, являются:

Совместительство в коммерческих и предпринимательских структурах;

Организация указанных структур, в том числе с использо­ванием имущества, сырья и материалов государственных предприя­тий и учреждений, на которых работают должностные лица, участие в руководстве этими структурами, обеспечение последним привилегированного положения;

Учреждение органами государственной власти, а также де­путатами, государственными служащими, должностными лицами ком­мерческих структур, различных фондов с правами таких структур, консультативных, а также иных организаций и учреждений, обслу­живающих на коммерческой или оплачиваемой основе государствен­ную и предпринимательскую сферы;

Использование служебного положения в процессе привати­зации государственных объектов в целях приобретения этих объ­ектов в частную собственность, а в случае акционирования зав­ладение неправомерно значительным числом акций, вплоть до сосредоточения контрольного пакета у этого лица, его родствен­ников или доверенных лиц;

Получение взяток с физических, а также с юридических лиц, причем с последних не только в традиционной форме, но и в форме оплаты поездок под благовидно деловым предлогом за гра­ницу, в страны СНГ, приобретения акций, обеспечения перехода на высокооплачиваемую работу в частную структуру и т.д.;

Образование преступных сообществ, куда входят должност­ные лица различных категорий, руководители государственных предприятий, командный состав воинских частей, совмещающих государственную службу с участием в деятельности коммерческих организаций;

Неправомерная, из корыстных побуждений передача коммер­ческим организациям и предприятиям финансов и кредитов, пред­назначенных для общегосударственных нужд.

Наблюдаются и такие проявления коррупции, как предостав­ление предпринимателям и коммерсантам конфиденциальной инфор­мации; принятие на работу в государственный аппарат "нужных" частным структурам и организованной преступности лиц; принуж­дение руководителей частных предприятий и учреждений к незаконной передаче (под видом продажи) материальных ценностей ор­ганизациям, находящимся под контролем коррупционеров и преступных сообществ, и т.п.

Не вызывает сомнений то, что некоторые публичные выступ­ления в печати и других средствах массовой информации о кор­рупции тех или иных государственных лиц инспирируются полити­ческой борьбой. Политические противники вооружаются испытанным оружием борьбы - разоблачением в коррупции. Но при всей поли­тизации разоблачений, в них, как говорится в русской послови­це, "нет дыма без огня". Однако все разоблачения в основе сво­ей остаются газетными и радиотелевизионными шумами.

Коррупционная преступность по Уголовному кодексу Рос­сии. Данный вид преступности включает разные уголовно-правовые классы деяний. Ее составляют многие преступления против госу­дарственной власти, государственной и иной службы. Это прежде всего взяточничество (ст. 290-291), а также связанные с ним злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), превыше­ние должностных полномочий (ст. 286), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289); служебный подлог (ст. 292), привлечение заведомо невиновного к уголовной от­ветственности (ст. 299), незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300), преступления против интересов служ­бы в коммерческих и других организациях (ст. 201-204) и целый ряд иных преступлений, в том числе в сфере компьютерной инфор­мации: неправомерный доступ к компьютерной информации лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2 ст. 272).

Реакция на коррупцию. В демократических странах обна­родование фактов коррупции высоких должностных лиц вызывает у властей, как правило, соответствующую ответную реакцию: расследование, привлечение к ответственности, отставку или обоснованное опровержение предъявленных обвинений. Достаточно, например, было опубликовать сведения об использовании карточки правительства заместителем премьер-министра Швеции М. Салин в личных целях, как она вынуждена была уйти в отставку, хотя истраченные государственные деньги она внесла, но после публи­кации [см.: Известия, 1995, 14 ноября].

Еще один пример. В Южной Корее привлечены к уголовной от­ветственности за коррупцию два бывших президента страны. Чон Ду Хван, правивший в 70-е годы, приговорен судом к казни. Его преемник Ро Дэ У - к длительному тюремному заключению. Однако именно благодаря им Корея сделала громадный шаг вперед, чтобы приобрести демократические навыки существования. При Чон Ду Хване была принята Конституция, которая ограничивала власть президента. Он стал избираться всенародным голосованием. Поли­тическая жизнь стала приобретать цивилизованные черты. Нако­нец, экономика Кореи сделала такой рывок вперед, что с ней стали считаться экономически развитые государства. Но на дру­гих весах - коррупция, пронизавшая все этажи власти, когда они правили. Себя они не забывали, первый облагодетельствовал себя 276 миллионами долларов, а второй - взял почти треть миллиар­да. Кроме того, и тот и другой без колебаний давили любые выступления против режима. Судьба всех реформаторов в мире пе­чальна. Они сами становятся жертвами своих реформ. Жажда нака­зания бывших руководителей показывает, что государства, где это затевается, еще далеки от демократии. При подлинной демок­ратии коррупция, превышение власти, посягательства на права

человека караются без чрезвычайщины, в рамках рутинной проце­дуры.

Американский профессор

права В. Рейсмен утверждает, что кампании за искоренение кор­рупции могут принимать две формы:

1) Наиболее распространенная - это "крестовый поход ". В его процессе гневно осуждается сама коррупция, подвергаются публичному унижению и даже наказанию отдельные члены полити­ческой элиты, но в целом эти кампании фактически не меняют структуру власти и укоренившиеся негласные методы ее действия. Результаты кампании оказываются минимальными - в полном соот­ветствии с намерениями дирижеров кампании. В силу очевидных причин стиль "крестовых походов" подходит для больших индуст­риальных систем, где к услугам политиков имеется разветвленная сеть средств массововой информации. "Крестовые походы" нацелены на мировосприятие аудитории, поэтому принуждение может прини­мать различные формы , хотя общим для всех знаменателем оста­ется защита интересов элиты. Попробуем перечислить эти формы:

- "Шум и ярость ". Громкой огласке предается множество дел, подавляющее большинство которых впоследствии приглушат или замнут. Отряд "крестоносцев" в городе N может с большим шумом арестовать целый ряд лиц, но под суд попадут лишь немно­гие, а приговора дождутся и вовсе единицы.

- "Поиски козлов отпущения ". Иногда существует возмож­ность отвлечь внимание общественности от истинных нарушителей или масштабных нарушений, взвалив вину на потенциальных.

- "Избирательный подход ". Среди "козлов отпущения" прак­тически никогда не бывает лиц, принадлежащих элите.

- "Устранение конкурентов ". Рвущийся наверх политик в ре­зультате участия в антикоррупционной кампании может, во-пер­вых, завоевать репутацию честного политика и, во-вторых, уст­ранить конкурентов, находящихся у власти.

- "Принесение в жертву ". Отдельные члены доверительной группы могут быть отданы под суд за деяния, совершаемые многи­ми ее членами.

Иногда кампания служит "фиговым листком" для заговора, в ходе которого законно избранный лидер отстраняется от власти якобы в целях предотвращения дальнейшей коррупции и оздоровле­ния нации.

2) Структурное реформирование механизма власти , т.е. его законодательного регулирования, в ходе которого происходят изменения и в неформальных отношениях, "операциональном ко­дексе", в частности, снижение в нем удельного веса нелегитим­ных операций, а в итоге - его сближение с системой публично провозглашаемых ценностей и норм общества. Реформы не обяза­тельно нацелены против самой элиты, но, как правило, только против его методов. Операциональный кодекс, по существу, представляет собой модель поведения элиты. Если элита приходит к заключению, что сохранение командных высот требует изменений кодекса, она будет стремиться инициировать и проводить их в жизнь. Изменения операционального кодекса могут также быть инициированы набирающей силу новой элитой, если она сочтет, что, быстро проведя важнейшие реформы, есть шанс усилить свое влияние и предотвратить перегруппировку сил смещенной элиты.

Коррупция и лоббизм. Считается, что условия, порожда­ющие коррупцию, существенно сужаются путем узаконивания систе­мы передачи интересов бизнеса в представительные органы и в правительственный аппарат. Полагают, что лоббизм ограничивает возможности коррумпирования аппарата, ибо вводит процесс дове­дения интересов бизнеса до представительной и исполнительной власти в определенные законом рамки. Например, по данным аме­риканской прессы, в середине 80-х годов при конгрессе США было зарегистрировано 7200 лоббистов только иностранного бизнеса. В их числе оказались десятки бывших высокопоставленных чиновни­ков, которые за проталкивание интересов зарубежных фирм полу­чали гонорар в сотни тысяч долларов в расчете за год.

Лоббизм (от английского "кулуары") - термин, обозначающий разветвленную систему контор и агентств бизнеса или организо­ванных групп при законодательных органах, оказывающих давление (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чинов­ников с целью принятия решения (определенных законопроектов, получения правительственных заказов, субсидий) в интересах представляемых ими организаций.

Крайним выражением негативного лоббирования можно считать незаконное давление на представителей власти (взяточничество, коррупцию) с целью при­нятия управленческих решений в интересах определенных групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно благодаря подобной практике "влияния" на управленческие реше­ния. В основном же лоббизм характеризуется как здоровое, нор­мальное, жизненно необходимое явление, как институт демократи­ческого процесса. Ведь это система организационного оформле­ния, выражения и представительства разнообразных групповых ин­тересов, каждый из которых настойчиво стремится привлечь к се­бе внимание властей.

Плюсы лоббизма. К "плюсам" лоббизма можно отнести сле­дующее: - влияя на управленческие решения, он заставляет "дер­жаться в форме" органы государственной власти и управления, в определенном смысле конкурирует, соревнуется с ними, придает им большую динамику и гибкость;

Лоббизм - это инструмент самоорганизации гражданского общества, с помощью которого мобилизуется общественная под­держка или оппозиция какому-либо законопроекту, оказывается влияние на политику;

Лоббизм создает возможности для обеспечения интересов меньшинств, ибо является специфической формой политического плюрализма;

Он применяется как своеобразное социально-политическое стимулирование, направленное на ускорение претворения в жизнь тех или иных целей и интересов;

Он позволяет расширить информационную и организационную базу принимаемых решений и прицельно обратить внимание на оп­ределенные "кричащие" проблемы;

Это средство достижения компромисса, способ взаимного уравновешивания и примирения разнообразных интересов.

  1. Минусы лоббизма. Можно выделить следующие отрицатель-

ные составляющие лоббизма. Итак, лоббизм:

Может стать инструментом приоритетного удовлетворения иностранных интересов в ущерб интересам государственным;

Выступает иногда проводником неправового давления на государственные органы. В этом случае надо говорить о преступ­ных видах лоббизма (взяточничестве, коррупции и т.п.), которые "подтачивают" фундамент власти;

Может служить фактором развития и защиты ведомствен­ности, местничества, национализма и т.п.;

Таит в себе немалую опасность превращения демократи­ческих институтов в мощный инструмент отдельных властных групп;

Зачастую блокирует действительно нужные управленческие решения, препятствует удовлетворению общественно ценных инте­ресов, сопутствуя осуществлению интересов чиновничьих; это средство, иногда существенно мешающее стабильной и оперативной государственной политике, ибо может быть направле­но, например, на постоянное перераспределение бюджета, на частую смену приоритетов, на усиление позиций одной ветви власти при одновременном ослаблении другой и т.п. Любой кровавый деспот является таковым в первую очередь потому, что может послать на смерть других. Еще он должен вну­шать страх - страх быть в любой момент уничтоженным, и как это ни парадоксально, за этот страх его почитают. У главарей сов­ременных деспотий есть одна личностная черта, оказывающая са­мое существенное влияние на судьбу народа и страны, которые оказались под их пятой - это некрофилия вождей. Э. Фромм опре­деляет некрофилию "как страстное влечение ко всему мертвому, разлагающемуся, гниющему, нездоровому. Это страсть делать жи­вое неживым, разрушать во имя одного лишь разрушения. Это по­вышенный интерес ко всему чисто механическому. Это стремление расчленять живые структуры". Некрофильский характер тоталитарных режимов и их главарей выражается в необыкновенном почитании смерти. Например, в Германии и СССР похороны глав государств и партий, а также руководящих деятелей более низко­го ранга превращались в грандиозные театрализованные представ­ления. Рейхпрезидент Гинденбург, легально вручивший власть Гитлеру, в 1934 году был похоронен с невероятной помпезностью. К примеру, центр Москвы вокруг мавзолея был превращен в клад­бище, да и сам мавзолей венчает его в качестве символа смерти. Тоталитарное государство и его главу отличает параноидальное, явное или скрытое ощущение постоянной угрозы от внешних и внутренних врагов. Отсюда агрессивность таких государств, неп­рерывная военная пропаганда, огромный карательный и разведыва­тельный аппарат, повышенная подозрительность и призывы к бди­тельности, поиск "врагов" и, конечно, выявление их, кровавые репрессии. Важно заметить, что подобное параноидальное ожида­ние агрессии характерно и для подавляющего большинства "обыч­ных" убийц. Они совершают преступления, поскольку все время бессознательно ждут нападения и таким способом защищают себя.

До сих пор не выявлен какой-то особый тип личности политического преступника. И все же стоит отделить политического преступника, преследующего свои чисто личные финансовые инте­ресы, от преступника, имеющего политические мотивы и руковод­ствующегося ими. Политический правонарушитель - это преступник по убеждению или по меньшей мере по ложно усвоенному убе­ждению. Он уверен, что совершаемые им правонарушения необходи­мы для блага общества и государства или каким-то образом оп­равданы их интересами. Он отнюдь не считает себя преступником. Политический преступник пытается представить себя идеалистом, альтруистом, неким политическим пророком, мессией. Он глубоко убежден в истинности и справедливости своего политического кредо; предан своей идеологии. В политическом преступнике сле­дует видеть человека, не подвергшегося достаточной социализа­ции, которая к тому же проходила под сильным идеологическим влиянием (индоктринацией) и в условиях нестабильной полити­ческой ситуации. Еще Ганс фон Гентинг указывал на то, что по­литические преступники являются непреклонными фанатиками и идеологическими "благодетелями человечества", которые в тече­ние всей жизни накапливают в себе многочисленные психические недостатки и которые очень легко используют дезорганизацию в обществе.

В связи с тем, что лоббизм имеет широкий "веер" возможных последствий, он, безусловно, нужда­ется в упорядочении, юридическом оформлении. Вероятно, лучше создавать легальные формы для лоббирования с тем, чтобы их можно было хоть как-то контролировать. Вместе с тем надо отда­вать себе отчет в том, что абсолютного контроля над данным яв­лением установить невозможно.

Интенсивность эксплуатации коррупционного дискурса в политической повестке дня современной России и принятие многочисленных антикоррупционных программ определяют актуальность изучения проблем коррупции в категориях политической науки.

Цель настоящего исследования - раскрыть формы политической коррупции в странах СНГ и показать влияние коррупционных рынков на устойчивость политических режимов. Республики бывшего СССР выбраны предметом для анализа не случайно. На протяжении всего периода со времени распада Советского Союза в научном сообществе не утихает дискуссия относительно сущности политических транзитов постсоветских государств от авторитарного правления. И если в начале пути цель определялась довольно четко - демократия, то с течением времени она все больше покрывалась туманом сложных концептов. В итоге, дошло до того, что "конечной станцией" демократического транзита для большинства бывших советских республик была определена чуть ли не диктатура.

Естественной реакцией на такое положение вещей стала идея о том, что транзитологическая парадигма себя исчерпала.

На наш взгляд, значительным эвристическим потенциалом для объяснения политических изменений в странах СНГ обладает политэкономический подход. Настоящее исследование представляет собой попытку увязать политические процессы в регионе с рациональным выбором доминирующих актеров в рамках институциональных ограничений.

Таким образом, в методологическом плане работа основывается на принципах неоинституционализма и теории общественного выбора, что позволяет представить политический процесс как упорядоченную последовательность действий актеров, преследующих свои властные интересы и создающих для своих целей политические институты.

В центре нашего внимания - политическая коррупция - сложный комплекс политических явлений и процессов, описывающий теневое взаимодействие государства и частного сектора, во многом определяющее трансформацию политического режима. В общем виде, коррупция - это злоупотребление государственной властью ради частной выгоды.

В нашем исследовании коррупция рассматривается как политический институт - устойчивый тип политического поведения, выражающийся в определенной системе коллективных действий. Коррупция как политический институт задает "правила игры" для властных элит, определяет рамки взаимодействия государства и групп интересов.

Политическая коррупция представляет собой механизм распределения экономических, административных, информационных ресурсов между властными элитами и другими структурами общества.

Формами политической коррупции являются: (1) административная коррупция; (2) электоральная коррупция; (3) клиентелизм; (4) "захват государства"; (5) "захват бизнеса".

Проявления коррупции в той или иной степени свойственны всем странам. В Российской Федерации и новых независимых государствах Евразии, находящихся в состоянии политического и экономического транзита, коррупция приобрела системные формы, и оказывает серьезное влияние на характер политических изменений. По индексу восприятия коррупции, опубликованному в докладе Transparency International за 2008 год почти все постсоветские государства имеют очень плохие показатели. При этом внимание исследователей и "борцов с коррупцией" обращено, прежде всего, на административную коррупцию - злоупотребления чиновниками своим официальным положением. Административная коррупция проявляется во взяточничестве и незаконном присвоении публичных средств для частного использования. Такие практики, безусловно, негативно сказываются на экономическом развитии и подрывают политическую легитимность, однако не оказывают существенного влияния на распределение власти в политической системе.

В то же время, нормой политических процессов в странах СНГ стала электоральная коррупция, понимаемая как коррупция, связанная с выборами. Элитные группы в России и новых независимых государствах ориентированы на расширение своих политических возможностей посредством коррупции правил и процедур демократии. Для манипулирования электоральными процессами используется "административный ресурс".

Происходит изменение "правил игры" в частных интересах, коррупция институализируется. "Захвату" постсоветских государств поспособствовали резкое снижение административного потенциала и "низкая плотность элитных сетей".

Изучение динамики политического процесса в РФ и других странах евразийского региона позволяет выделить еще одну разновидность коррупции - "захват бизнеса". Властные элиты стремятся обеспечить теневой контроль над экономикой с целью перераспределения ресурсов в свою пользу и установления на этой основе равновесия политического режима.

Формальные институты позволяют достичь некоторого уровня демократической легитимности постсоветских режимов, в то время как политическая коррупция способствует реализации стратегии исключения из политического процесса внешних актеров, достижению гибкости при принятии решений и снижению неопределенности политических и экономических взаимодействий.

Дальнейшее влияния коррупции на политический процесс будет зависеть от того, насколько она позволит сохранить стабильность постсоветских режимов и распределение ресурсов между основными актерами.