Библия о труде человека. Библейские принципы профессионального успеха

Господь обладает потенциалом, способностями, чтобы создавать предметный мир, то есть сотворить этот мир и человека. Пользуясь этими сверх способностями, Он всё создал и благословил:

Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю, и обладайте ею

(Быт. I. 28 - 30).

Господь создал Человека для радостной и счастливой жизни на созданной Земле. (В дальнейшем социология труда стала называть это «предмет труда»). В Эдеме Человек получил четыре заповеди для счастья: умножения жизни; возделывание земли (Быт.2.15); познание мира и запрещение вкушения плодов древа познания добра и зла (Быт.2.16). Как видим, сформулирован только один запрет и три заповеди положительной и созидательной деятельности Человека.

Цель жизни Человека - ухаживать за растениями и животными. Это радостный труд, щедро вознаграждаемый самой природой (Рай). Здесь речь не идет о труде в его последующем значении - постоянной борьбе человека за своё существование.

Однако Человек (первородный, древний и современный) ежечасно грешит (первородный грех) - непослушанием своему Создателю. По научению Змия Ева ест сама и кормит Адама плодом от запрещенного Богом дерева, то есть нарушается единственный прямой запрет Бога и происходит ослушание . Это ослушание есть проявление своеволия Человека. Во - вторых, грех состоит в проявлении алчности : Бог дал Адаму и Еве всё . Они в раю . Однако, им и всем последующим людям мало того, что уже дано. Люди хотят по своей воле изменять предмет труда Бога, то есть, Природу . Змий говорит Человеку: самое святое в мире - это не дар, это «право» твоё .

Таким образом, своеволие и алчность - суть первородного греха. Этот первородный грех (своеволие, алчность, гордыня) стал причиной Божьего наказания людям:

Адаму же сказал: за то, что ты послушался голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедовал Тебе, сказав: не ешь от него, проклята Земля за Тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоя… в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой Ты взят, ибо прах Ты и в прах возвратишься

(Быт. 3. 17-19).

Таким образом, наказанием для Человека, по воле Бога, как следует из Библии, становится труд в его всеобщем значении (материальный и духовный).

Духовный труд служит искуплением первородного греха ослушания . Материальный труд - основа для обеспечения жизни. Главное в том, что «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю».

Поэтому с первых страниц Библии, с первой главы Бытия тема труда получает определенный смысл: труд Человека - это наказание Божье, суть которого «в тяжелом, в поте лица» способе добывания средств существования. При этом при всех своих трудовых усилиях Человек всё равно превращается «в прах». Получается, что тяжелый, пожизненный труд ради небытия, вечной смерти - такова судьба ветхозаветного гордого Человека.

Однако, явление Иисуса Христа - сына Божьего дает людям надежду на воскрешение , которое Он показал людям.

Воскрешение даруется всем , но после будет суд Божий , на котором дела (цели и результаты труда «в поте лица») каждого Человека будут взвешены , исходя из христианской морали. Так, в Новом Завете труд обретает своё новое значение для Человека - возможность спасения праведными трудами .

Таким образом, труд в Библии представлен в единстве двух ипостасей: Труд как Наказание , Труд как Спасение .

Божьим судом часть людей, праведных в своей земной жизни, обретает через воскрешение, утраченное древним (ветхим) Человеком бессмертие в новом мире, в царствие Божьем. Другая часть людей, которые не признали Господа «Альфой и Омегой, Началом и Концом, Первым и Последним» будут судимы:

И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими…

(От. 20. 12-15).

В конце Откровений, которыми заканчивается Библия, Иоанн Богослов передает напоминание Бога о глубоком смысле жизненных трудов каждого Человека и неотвратимой его ответственности за них. Неправедными являются «культ разума» и «культ труда», если в них исповедуются претензии Человека превзойти в результатах своего труда самого Господа.

Таким образом, есть все основания воспринимать Библию как книгу, в которой тема труда занимает не просто важное, но центральное место. Библия начинается с описания трудов Творца и заканчивается описанием суда Божьего над людьми «по делам их» . Труд как наказание и одновременно как спасение - это две ипостаси сущности труда в библейском учении. Из-за первородных грехов первых людей (Адама и Евы) Бог проклял созданную Им Землю . Возделывать землю стало тяжким трудом.

Праведный Ной должен был развить земледелие и культуру пользования землей. Но его потомство стало самостоятельно, по своему разуму хозяйствовать, тем самым не возвращаясь к богопослушанию, а, наоборот, преодолевая своим трудом естественные законы природы, установленные Богом.

Наиболее сильным наказанием за языческое уклонение и богопротивное упорство стал великий потоп , который уничтожил древние цивилизации, созданные потомками Адама и Евы вместе со всеми результатами их труда. После потопа осталась очищенная и обновленная природа, созданная самим Творцом (предмет труда), и праведный Ной со своей семьей (живой труд) получили «вторую» возможность, что называется, «с нуля» возделывать Богом данную землю в соответствии с замыслом божиим о предназначении Человека. Но перед Ноем, как и перед Адамом, Творец оставляет «свободу выбора», исполнять волю Господа или действовать по своей воле , полагаясь на свой разум в определении смысла и целей труда.

Потомки Ноя искажают Божий смысл и предназначение труда как наказание и спасение. Они отказываются воспринимать труд как обязанность равную для всех , преследуют корыстные цели во взаимной оценке труда. Это проявляется в том, что добросовестный труд одних людей не находит справедливой оценки со стороны других.

Об этом в «Бытии» рассказывается на примере Иакова, работающего пастухом. Иаков «тщательно и даже самоотверженно» относится к своим обязанностям, но встречает у работодателя Лавана, на которого работает, несправедливое вознаграждение.

Вот, двадцать лет был я у тебя; … овнов стада твоего я не ел; растерзанного зверем я не приносил тебе, это был мой убыток; ты с меня взыскивал, днём ли что пропадало, ночью ли.., а ты десять раз переменял награду мою. Если бы не был со мной Бог отца моего.., ты бы отпустил меня ни с чем. Бог увидел бедствие моё и труд рук моих и вступился за меня вчера

(Быт. 31.38-42).

В этом тексте выражена универсальная христианская истина о том, что труд Человека не оценивается по достоинству людьми, истинная цена труда христианина известна только Богу .

Библия не обходит основные вопросы управления трудом наёмных трудящихся. Святой Апостол Павел в посланиях к фессалоникийцам (первом и втором) сформулировал принципы управленческих взаимоотношений хозяев (работодателей) и трудящихся (работников). «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас , и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас». Оставляется и свобода выбора человека:

Ибо, когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.

Библия актуализирует процесс труда. Екклесиаст заключает, что труд - постоянное нескончаемое выполнение определенных работ, которые, по пословице, «никогда не переделаешь» - это земной удел Человека:

Все вещи - в труде… Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем

(Еккл. 1.8-9).

Мы видим здесь справедливое суждение о непрерывности труда. У Человека нет возможности «освободиться» от него. Тяжел труд людей, обремененных богатством и властью, поскольку они требуют постоянных забот, ответственности и контроля. Тяжек труд бедных и простых людей, нацеленных на жизнеобеспечение.

Постоянная затрата рабочей силы («наказание трудом») выносится Человеком легче, когда он понимает пожизненность этой крестной ноши. Но результаты труда никогда не бывают окончательными, они всё больше требуют «пота». И всё заканчивается смертью.

Все труды Человека - для Его рта, а Душа его не насыщается… много таких вещей, которые умножают суету: что же для Человека лучше?

Специально тема труда в Библии не прописана. Однако можно говорить, что Библия - книга о труде. Доказательством тому служит следующее.

Господь обладает потенциалом, способностями, чтобы создавать предметный мир, то есть сотворить этот мир и человека. Пользуясь этими сверх способностями, Он всё создал и благословил: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. I. 28 - 30). Господь создал Человека для радостной и счастливой жизни на Земле. В Эдеме Человек получил не одну, а четыре заповеди: умножения жизни; возделывание земли (Быт.2.15); познание мира и запрещение вкушения плодов древа познания добра и зла (Быт.2.16).

Цель жизни Человека ухаживать за растениями и животными. Это радостный труд, щедро вознаграждаемый самой природой (Рай). Здесь речь не идет о труде в его последующем значении - постоянной борьбе человека за своё существование.

Однако, Человек (первородный, древний и современный) ежечасно грешит (первородный грех) - непослушанием своему Создателю. По научению Змея Ева ест сама и кормит Адама плодом от запрещенного Богом дерева, то есть нарушается прямой запрет Бога и происходит ослушание . Это ослушание есть проявление своеволия Человека. Во - вторых, грех состоит в проявлении алчности: Бог дал Адаму и Еве всё . Они в раю . Однако, им и всем последующим людям мало того, что уже дано. Люди хотят по своей воле изменять предмет труда Бога, то есть, Природу . Змей говорит Человеку: самое святое в мире - это не дар, это твоё «право».

Таким образом, своеволие и алчность - суть первородного греха. Этот первородный грех (своеволие, алчность, гордыня) стал причиной Божьего наказания людям: «Адаму же сказал: за то, что ты послушался голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедовал Тебе, сказав: не ешь от него, проклята Земля за Тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоя… в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой Ты взят, ибо прах Ты и в прах возвратишься» (Быт. 3. 17-19). Таким образом, наказанием для Человека, по воле Бога, как следует из Библии, становится труд в его всеобщем значении (материальный и духовный).

Духовный труд служит искуплением первородного греха ослушания . Материальный труд основа для обеспечения жизни. Главное, в том, что «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю».

Поэтому с первых страниц Библии, с первой главы Бытия тема труда получает определенный смысл: труд Человека - это наказание Божье, суть которого «в тяжелом, в поте лица» способе добывания средств существования. При этом, при всех своих трудовых усилиях Человек всё равно превращается «в прах». Получается, что тяжелый, пожизненный труд ради небытия, вечной смерти - такова судьба ветхозаветного гордого Человека.

Однако, явление Иисуса Христа - сына Божьего дает людям надежду на воскрешение , которое Он показал людям.

Воскрешение даруется всем , но после будет суд Божий , на котором дела (цели и результаты труда «в поте лица») каждого Человека будут взвешены , исходя из христианской морали. Так, в Новом Завете, труд обретает своё новое значение для Человека - возможность спасения праведными трудами .

Таким образом, труд в Библии представлен в единстве двух ипостасей: Труд как Наказание , Труд как Спасение .

Божьим судом часть людей, праведных в своей земной жизни, обретает через воскрешение, утраченное древним (ветхим) Человеком бессмертие в новом мире, в царствие Божьем. Другая часть людей, которые не признали Господа «Альфой и Омегой, Началом и Концом, Первым и Последним» будут судимы: «И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими… (От. 20. 12-15). В конце Откровений, которым заканчивается Библия, Иоанн Богослов передает напоминание Бога о глубоком смысле жизненных трудов каждого Человека и неотвратимой его ответственности за них. Неправедными являются «культ разума» и «культ труда», если в них исповедуются претензии Человека превзойти в результатах своего труда самого Господа.

Таким образом, есть все основания воспринимать Библию как книгу, в которой тема труда занимает не просто важное, но центральное место. Библия начинается с описания трудов Творца и заканчивается описанием суда Божьего над людьми «по делам его». Труд как наказание и одновременно как спасение - это две ипостаси сущности труда в библейском учении. Из-за первородных грехов первых людей (Адама и Евы) Бог проклял созданную Им Землю . Возделывать землю стало тяжким трудом.

Праведный Ной должен был развить земледелие и культуру пользования землей. Но его потомство стало самостоятельно, по своему разуму хозяйствовать, тем самым не возвращаясь к богопослушанию, а наоборот, преодолевая своим трудом естественные законы природы, установленные Богом

Наиболее сильным наказанием за языческое уклонение и богопротивное упорство стал великий потоп , который уничтожил древние цивилизации, созданные потомками Адама и Евы вместе со всеми результатами их труда. После потопа осталась очищенная и обновленная природа, созданная самим Творцом (предмет труда), и праведный Ной со своей семьей (живой труд) получили «вторую» возможность, что называется «с нуля» возделывать Богом данную землю в соответствии с замыслом божиим о предназначении Человека. Но перед Ноем, как и перед Адамом, Творец оставляет «свободу выбора», исполнять волю Господа или действовать по своей воле, полагаясь на свой разум в определении смысла и целей труда.

Потомки Ноя искажают Божий смысл и предназначение труда как наказание и спасение. Они отказываются воспринимать труд как обязанность равную для всех , преследует корыстные цели во взаимной оценке труда. Это проявляется в том, что добросовестный труд одних людей не находит справедливой оценки со стороны других.

Об этом в «Бытии» рассказывается на примере Иакова, работающего пастухом. Иаков «тщательно и даже самоотверженно» относится к своим обязанностям, но встречает у Лавана, на которого работает, несправедливое вознаграждение. «Вот, двадцать лет был я у тебя; … овнов стада твоего я не ел; растерзанного зверем я не приносил тебе, это был мой убыток; ты с меня взыскивал, днём ли что пропадало, ночью ли.., а ты десять раз переменял награду мою. Если бы не был со мной Бог отца моего.., ты бы отпустил меня ни с чем. Бог увидел бедствие моё и труд рук моих и вступился за меня вчера» (Быт. 31.38-42). В этом тексте выражена универсальная христианская истина о том, что труд Человека не оценивается по достоинству людьми, истинная цена труда христианина известна только Богу.

Библия не обходит основные вопросы управления трудом наёмных трудящихся. Святой Апостол Павел в посланиях к фессалоникийцам (первом и втором) сформулировал принципы управленческих взаимоотношений хозяев (работодателей) и трудящихся (работников). «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас». Оставляется и свобода выбора человека: «Ибо, когда мы были у вас, то эавещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»

Библия актуализирует процесс труда. Екклесиаст заключает, что труд - постоянное нескончаемое выполнение определенных работ, которые по пословице, «никогда не переделаешь» - это земной удел Человека: «Все вещи - в труде… Что было то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1.8-9).

Мы видим здесь справедливое суждение о непрерывности труда. У Человека нет возможности «освободиться» от него. Тяжел труд людей, обремененных богатством и властью, поскольку они требуют постоянных забот, ответственности и контроля. Тяжек труд бедных и простых людей, нацеленных на жизнеобеспечение.

Постоянная затрата рабочей силы («наказание трудом») выносится Человеком легче, когда он понимает пожизненность этой крестной ноши. Но результаты труда никогда не бывают окончательными, они всё больше требуют «пота». И всё заканчивается смертью.

«Все труды Человека - для Его рта, а Душа его не насыщается… много таких вещей, которые умножают суету: что же для Человека лучше?» (Еклл. 6.7.11).

Литература:

Ветхий Завет

Новый Завет

Захарова Л.Н. Собственность и личность. Челябинск. Южно - Уральское книжное издательство. 1991.

Иисус Христос в документах истории/сост. Б.Г. Деревенский. СПб. Алетейя. 1999.

Марцева Л.М. Труд в контексте российской цивилизации. Социально - философский аспект: Монография / Омский государственный университет путей и сообщения. Омск. 2002.

Канунников А.Б. - начальник отдела

Госинспекции трудав Омской области,

кандидат юридических наук, доцент

кафедры экономики и права ОмГАУ

ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ. ПРОПОВЕДЬ ДЛЯ ЗАКЛЮЧЁННЫХ.
Труд, работа – эти понятия никого не обходят стороной. Каково наше отношение к этим реалиям жизни? Очень важно, чтобы наше понимание этого вопроса (да и всех остальных житейских вопросов) совпадало с библейским учением, если только мы серьёзно решили следовать за Христом.
Первое упоминание о труде встречается уже буквально на второй странице Библии: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить. (Быт. 2:15) Без сомнения, первая работа человека была лёгкой, ведь в Едеме не было ни сорняков, ни жуков-вредителей, да и климат был идеальным. А далее идёт грехопадение. Бог изгоняет человека из рая и говорит: «...за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от неё во все дни жизни твоей. Терние и волчицы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю...» (Быт. 3:17-19) Условия труда, как видим, ухудшились, и это произошло в наказание за грех. Провинившиеся дети часто стремятся избежать родительского наказания, равно как и многие взрослые хотят любой ценой уйти от бремени, которое налагает на них Бог. Поэтому в Библии есть много повелений, относительно того, как должен быть организован наш труд. Рассмотрим эти принципы по порядку. Сперва прочтём четвёртую Заповедь: «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь. Бог твой. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмый – суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой и раба твоя, как и ты». (Втор. 5: 12-14) Эта заповедь балансирует работу и отдых, а также объясняет, каким должен быть отдых. Отдых должен быть посвящён Богу, это значит, что время отдыха не должно тратиться на бесцельные, греховные развлечения, а ведь именно так понимают отдых в современном мире. Свободное от работы время должно тратится на размышление о горнем, на чтение Библии, на посещение собрания, на дела милосердия. Некоторые люди, которых называют трудоголиками, вообще игнорируют заповедью об отдыхе, работая от зари до зари семь дней в неделю. Делают они это, чтобы уйти от реальности, чтобы не размышлять о Боге, чтобы заглушить в себе мысли о вечности. Трудоголизм – это почти то же самое, что и алкоголизм, так как пьют тоже с целью уйти то реальности. Но всё же, трудоголиков не так уж и много по сравнению с теми, кто хочет иметь материальные блага, не прилагая усилий. А самый лёгкий метод лёгкой наживы – воровство. Но против этого зла однозначно и коротко предостерегает восьмая Заповедь: Не кради. (Втор. 5:8) Но воровство – не единственный метод заработка, против которого предостерегает Библия. Библия также запрещает давать деньги в долг под проценты. Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост. (Втор. 23:19) Запрещает обвешивать и обсчитывать: «Гиря у тебя должна быть точная и правильная, и ефа у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе». (Втор. 25:15) Надо также отметить, что Библия не против частной собственности и не против использования наёмного труда, не против того, что на современном языке называется бизнесом. Но всем бизнесменам Слово Божье повелевает честно расчитываться с наёмными рабочими. Это именно то, чего не желают делать огромное количество предпринимателей и не только в России. Помните, как в конце 80-х нам начали рассказывать по телевизору о том, как процветают американские фермеры? Не сказали нам тогда только того, что большинство фермеров нанимают себе на работу нелегалов из Мексики и платят им в два раза меньше положенной минимальной зарплаты, а за последний период работы нередко не платят вообще, так как знают, что нелегал не может пожаловаться. Так обстоят дела в Америке, а как в России – знаете сами лучше меня. Но Бог грозно предупреждает таких бизнесменов: «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа». (Иак. 5:4)
Конечно, многое из сказанного выше, - лишь теория для читателей журнала в том смысле, что на практике после выхода на свободу у подавляющего большинства читателей всё равно не будет возможности давать кому-то взаймы под проценты, не будет своего бизнеса, а значит искушение не заплатить зарплату рабочим отпадает само собой. В реальной жизни многим просто придётся найти себе обыкновенную работу, а так как у многих нет хорошей специальности, первая работа может оказаться простой, но тяжёлой: копать траншеи, месить раствор лопатой, таскать кирпичи... У многих из тех, кто находится за колючей проволокой, золотые руки и они не боятся работы, но всё же есть немалый процент тех, кто попал за колючую проволоку именно из-за стремления к лёгким деньгам. И если в тюрьме вы нашли Христа, покаялись, приняли решение жить по Божьим принципам, вам, безусловно, придётся начать честно работать. А работа скорее всего будет физически трудной. И когда в конце рабочего дня у вас будут болеть руки и спина, сатана не раз попытается искусить вас воспоминаниями о лёгких деньгах. Он вам обязательно покажет тех людей, которые благоденствуют за чужой счёт и попытается вызвать у вас зависть. Подобные искушения приходят не только к тем, кого Бог только-только призвал из глубокого рва; такие искушения приходят и к тем, кто давно следует за Господом и с детства утверждён в истине. Библия ясно говорит нам, что именно такое искушение было у псалмопевца Асафа. Откройте сейчас свою Библию и полностью прочитайте 72-ой Псалом. Я же процитирую лишь некоторые фрагменты этого Псалма: А я – едва не пошатнулись ноги мои, едва не подскользнулись стопы мои, - я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых. Ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их. На работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам. Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их. (Пс. 72:2-6) Как видим, уже тогда были люди, которые не работали, но имели много материальных благ. Далее благочистивый Асаф признаётся, что ему было трудно понять, почему так происходит. Он говорит: И думал я, как бы уразуметь это; но это трудно было в глазах моих. (Пс. 72-16) Но неожиданно приходит развязка. Асаф нашёл ответ на свои терзания, и это произошло тогда, когда он вошёл в святилище Божие. (См. Пс 72-17) Находясь в святилище Божьем, Асаф понял, какой конец ожидает нечестивых: «Так! На скользких путях поставил ты их, и низвергнешь их в пропасти. (Пс.72-18) Да, именно в святилище нашёл Асаф ответ на свой вопрос, который чуть было не привёл его к отступлению. Так и мы, когда терпим искушения, должны взирать на Христа, и Он не даст нам отпасть от нашего призвания.
В тюрьме трудно, но на воле может оказаться ещё трудней, так как там многих ждёт тяжёлая работа, с одной стороны, а с другой – много искушений. Если вы устоите в этот начальный период, дальше будет легче. Научитесь противостоять искушениям, да и работу со временем можно будет подыскать полегче, если приобретёте специальность. Но первоначальный период будет трудным, и в этом периоде откроется, как вы уверовали. В Библии написано: «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков».(Кор 15:19) Да, есть люди, которые в трудное время приходят к Богу, надеясь, что Бог даст им облегчение в земных страданиях. Мы не гоним таких людей, но их несчастье заключается в том, что они так и не смогли понять, что самое драгоценное, что есть у Бога для нас, - это дар вечной жизни. Христос сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». (Мф. 6:33) Если вы цените жизнь вечную, за которую Христос заплатил Своей кровью, тогда вы устоите во всех искушениях и трудностях, и всё остальное приложится вам, то есть даст Бог со временем физическое и материальное облегчение. Но если вы уверовали, ища у Бога лишь физического облегчения, а Царства Божьего не ищете и не цените им, тогда рано или поздно потерпите кораблекрушение в вере. Поэтому, пока у вас ещё есть время, проверьте себя, в вере ли вы, и если нет, покайтесь и попросите Бога показать вам истинные богатства, которые открываются во Христе.

«Что узда для коня, то работа для нашей природы. Бог дал тебе руки не для того, чтобы ты принимал от других, а чтобы трудился и сам давал нуждающимся». (Св. Иоанн Златоуст)

* * *

«Тот, кто занят работой, не скоро допустит что-либо излишнее в делах, и в словах, и в мысли, так как вся душа его совершенно предана трудолюбивой жизни» (Иоанн Злато­уст)

«Не достаточно одного телесного поста к стяжанию совершенной чистоты целомудрия; его превосходить должны покаянное сокрушение духа и неотступная молитва против этого нечистейшего духа; потом непрестанное поучение в Писаниях в соединении с умным деланием, также труд телесный и рукоделие» (Кассиан Римлялин)

* * *

«Истинный труд не может быть без смирения, ибо сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что» (преподобный Варсонофий Великий)

* * *

«Не станем стыдиться ремесел и будем считать бесчестьем не работу, но праздность и безделье» (Иоанн Злато­уст)

* * *

«Намерение благочестия не должно служить предлогом лени и бегства от работы, а побуждением к еще большим трудам» (Святитель Василий Великий)

* * *

«Ни одного еще человека не было, который бы без труда, тревог и смущений крутых достиг Царствия Божия». (Свт. Феофан Затворник)

* * *

«Жизнь наша сопряжена с трудами, так как без трудов мы обыкновенно развращаемся. Природа наша не может бездействовать, а иначе легко приклоняется ко злу». (Свт. Иоанн Златоуст)

* * *

«Телесные труды суть орудия добродетелей и спасительны для души». (Прп. Антоний Великий)

* * *

«Телесный труд приносит чистоту сердца, а чистота сердца делает то, что душа приносит плоды». (Прп. Антоний Великий)

* * *

«Кто прибегает к Богу и просит Его помощи при всяком труде, тот найдет в труде покой». (Прп. Исайя Отшельник)

* * *

«Кто не полагается на свои труды, тот наиболее ощущает помощь Божию». (Прп. Исайя Отшельник)

* * *

«Кто празднословит во время дела, тот развлекается в деле, а кто углубляется мыслью в святое слово, тот больше успеет». (Прп. Ефрем Сирин)

* * *

«Старайся дневную работу оканчивать в назначенный день, и ум, не связанный заботой и печалью, будет иметь свободное время для молитвы».
(Прп. Ефрем Сирин)

* * *

«Если ты вышел вместе с братьями твоими на поделие, то по мере сил, дарованных тебе Господом, помогай более немощному, зная, что получишь от Господа награду за труд, за сострадание. Если же ты худосилен и немощен, то не пускайся много говорить, приказывать и вольничать, но лучше молчи и безмолвствуй, и Господь, видя твое смирение, убедит сердце братии твоей не налагать на тебя бремени». (Прп. Ефрем Сирин)

* * *

«Не должно уклоняться от труда, напротив того, если брат воспомоществует брату, то они неуловимы сетями диавольским». (Прп. Ефрем Сирин)

* * *

«Кто не любит работать, тот бездействием питает страсти и пожеланиям дает свободу устремляться к сродным им предметам, что наипаче обнаруживается во время молитвы; ибо тогда внимание ума бывает все поглощено тем, чем занято сердце, и он только и делает, что в помыслах перебирает внушаемое пришедшего в движение страстью, вместо того, чтобы беседовать с Богом и просить у Него полезного себе.

Дело есть якорь для мысли и дает ей безопасное направление. Пусть отовсюду приближаются бури и порывы ветров угрожают крушением, мысль стоит неуклонно, удерживаемая делом, как якорем; несколько волнуется она поднимающимися помыслами, но не увлекается в опасность, потому что держащие ее узы крепче гонящих ее ветров. (Прп. Нил Синайский)

* * *

«От сильного тела требуется при молитве труд, без него сердце не сокрушится, молитва будет бессильной и неистинной». (Свт. Игнатий Брянчанинов)

* * *

«Надо прежде труды и поты подъять, потом уже начнут показываться плоды. Но условие неотложное - не жалеть себя (не жалеть себя - не значит горы на себя наваливать». (Свт. Феофан Затворник)

* * *

* * *

Жизнь есть труд; труд есть жизнь.Умеренные труды телесные много полезны в возделывании добродетелей, от бездействия же распложаются пороки. (Авва Исаия)

* * *

«Для пропитания себя будем работать в уповании на Бога. Не скорби о труде; многие, ничего не делая, тяготились самоюбеззаботностью». (Св. Ефрем Сирин)

* * *

* * *

«Ежедневное пропитание приобретай не припрятанными деньгами, но собственным трудом». (Св. Иоанн Кассиан)

* * *

«Ты не лучше Павла, не лучше Петра, которые никогда не имели покоя, но провели всю жизнь в голоде, жажде и наготе. Если ты хочешь получить то же, что и они, то иди тесным путем». (Св. Иоанн Златоуст)

* * *

«Трудолюбив тот, у кого не бывает лишнего времени». (Св. Нил Синайский)

* * *

«Нищета подобна курьеру: она скоро настигает ленивого». (Прит. 6, 11)

* * *

«Знай, что если, будучи здоров, ты живешь на чужой счет, то поедаешь достояние бедных и немощных». (Св. Григорий Богослов)

* * *

«Дела служения своего исполняй благообразно и тщательно, как будто служишь Христу». (древние иноческие уставы)

* * *

«Как свежие воды, превратившись в стоячие, портятся – так точно душа и тело человеческие портятся от праздности. Кто в праздности живет, тот непрестанно грешит». (Св. Тихон Задонский)

* * *

«Ленивая и праздная жизнь то же, что праздная и невозделанная нива, на которой не растет ничего, кроме трав негодных». (Филарет архиепископ Черниговский)

* * *

«В поте лица съедать свой хлеб – Божия эпитимия». (Св. Феофан Затворник)

* * *

«Вставая поутру, говори самому себе: «Тело работай, чтобы тебе прокормиться; душа трезвись, что бы тебе наследовать Царствие». (Св. Василий Великий)

* * *

* * *

«Иисус Христос нес на Себе телесные труды, апостол Павел – непрерывно трудился, и для каждого благочестие должно почитать не причиной к бездействию, но побуждением к большим трудам». (Св. Василий Великий)

* * *

«Апостол повелевает трудиться, а не делающему даже не есть». (древние иноческие уставы)

* * *

* * *

«Настоящая жизнь вся предоставлена трудам и подвигам, а будущая – венцам и наградам». (древние иноческие уставы)

* * *

«Надобно всякое дело совершать как бы оно делалось пред очами Господа и всякую мысль слагать, как бы Господь назирал ее». (древние иноческие уставы)

* * *

«Апостол учит жить тихо, на своем месте, не любопытствовать молве и басням житейским, исправлять больше себя, работать своими руками, не желать даров и подаяний, удаляться от бесчинных». (Св. Иоанн Кассиан)

* * *

«Труд и молитва, молитва и труд, – вот самое должное и самое лучшее пользование даваемым нам ежедневно от Бога временем».

* * *

«По заповеди Божией уделяй один день из седмицы для всецелого служения Богу; в остальные же дни старайся хотя известные часы уделять от своих трудов и занятий и посвящать их молитвенной беседе с Богом, преимущественно и непременно утром, по восстании от сна, и вечером, перед сном». (Св. Иоанн Златоуст) .

* * *

«Если простираешь руку к работе, то пусть язык поет, а ум молится; ибо Бог требует, чтобы мы всегда памятовали о Нем». (Св. Нил Синайский)

* * *

«Жизнь есть труд; труд есть жизнь». (Авва Исаия)

* * *

«Умеренные труды телесные много полезны в возделывании добродетелей, от бездействия же распложаются пороки». (Авва Исаия)

* * *

«Сам Ангел Господень поучал молитву чередовать с трудом». (Св. Антоний Великий)

* * *

«Кто в праздности живет, тот непрестанно грешит». (Св. Тихон Задонский)

* * *

«Кто в силах, тот должен работать и делиться с имеющими нужду. Ибо, кто не хочет работать, тот не признается достойным и есть». (Св. Василий Великий)

* * *

«Человек, подражай земле, приноси плоды для других, как и земля приносит тебе». (Св. Василий Великий)

* * *

«Не должно в праздности есть хлеб, потому что способен работать». (древние иноческие уставы)

«Помоги вам Господи сильно укрепиться духом Его, - а заботу о том иметь надобно, и болеть если нет внутри собранности, а в болезни к Господу припадать. Самодельно сие не добывается; но и без труда не дается. Оттуда и отсюда надо, - а надо. Сначала Бог сотворил свет, а после собрал его в светила. Так и с нами. Есть добро, но разсеяно или разлито. Надобно свесть все в одно. И, - кажется, - душа просится на это,.. да не догадается. А главное - саможаление есть. Господи помилуй нас! Без труда и самопринуждения ни в чем не успеем. Хоть чуточку, да надобно понудить себя, хоть на волосок. Когда есть усердие и ревность, то все пойдет хорошо. Но истинная ревность безжалостна к себе. Есть ли, сверх того, и хорош ли фундамент? - Фундамент вот: глубокое чувство грешности и безответности пред Богом. Вся надежда тогда Спаситель; - а отсюда непрестанное: Господи помилуй!» (Св. Феофан Затворник)

Читая различную бизнес литературу, я был удивлён, насколько часто принципы богатых людей, которые и сделали их богатыми, совпадают с тем, чему учит Священное Писание . И я решил написать эту статью, во-первых, чтобы показать очевидное сходство этих принципов, а, во-вторых, помочь несколько иначе взглянуть на то, чему учит Библия .

Итак, первый принцип: нужно следить за тем, что мы говорим .

Мы произносим многие слова не задумываясь и не можем себе представить, какую разрушительную силу они могут иметь в нашей жизни. Очень часто люди произносят что-то типа этого: «У меня постоянно нет денег», «Я не могу себе этого позволить» и т.п. Богатые стараются избегать похожих выражений. Вы спросите: «Ну не врать же мне самому себе и говорить, что у меня есть деньги, когда их действительно нет?» . Нет, врать не нужно, но можно просто сказать по-другому и часто в этих ситуациях помогает слово «пока» : «у меня пока нет денег», «я пока не могу купить эту машину» , - а лучше даже задать себе вопрос: «как я могу купить себе эту машину?» .

По этому поводу Библия, во-первых, говорит, что словом были сотворены небеса и земля (Бытие, 2-ое Петра 3:5), а, во-вторых, призывает нас следить за своей речью: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» (Ефесянам 4:29). На самом деле Библия говорит очень много о словах и нашем языке, вот еще некоторые примеры: «так и язык – небольшой член, но много делает» (Иакова 3:5); «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою» (Притчи 21:23); «Язык глупого – гибель для него, и уста его – сеть для души его» (Притчи 18:7). Библия многократно указывает на важность того, что мы говорим, причем это касается не только бизнеса, но самых разных сфер нашей жизни.

Второй принцип: страх не должен управлять твоими действиями .

Часто от людей можно услышать такую фразу: «деньги меня не интересуют» . Только одна эта фраза несёт в себе сразу три негативных аспекта. Во-первых, нарушается первый принцип, о котором я говорил выше: если деньги тебя не интересуют – их у тебя и не будет. Во-вторых, человек, произносящий эту фразу, как правило, врёт сам себе и окружающим. И, в-третьих, страх: если предложить этому человеку куда-нибудь вложить его деньги, он скорее всего откажется, т.к. боится их потерять. Если деньги его не интересуют, тогда почему он боится их потерять? Поэтому я и сказал, что такой человек врёт сам себе. Бояться можно многого: можно бояться начать бизнес и прогореть, бояться быть уволенным, бояться финансовой нестабильности и т.д. Любой из страхов по своей сути является негативным. Один из самых распространённых страхов – это боязнь ошибиться. Но следует понять одну вещь: не ошибается тот, кто ничего не делает. Известные бизнесмены, учёные и многие другие допустили массу ошибок, прежде чем они добились успеха. Мы часто слышим о чьих-то достижениях, но почему-то не интересуемся, какую цену им пришлось заплатить за это. Генри Форд в своей книге написал, что скорее возьмёт на работу человека, за которым числятся какие-то промахи, чем человека с идеальным послужным списком. Вот ещё одна его фраза из той же книги: «Неудачи дают только повод начать снова и более умно. Честная неудача не позорна; позорен страх перед неудачей» . Мультимиллионер Питер Дэниелс сказал: «Для того, чтобы двигаться вперёд, нужно быть правым всего в 51% случаев» .

Библия говорит о страхе следующее: «Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся» (Иисус Навин 1:9). Так же во втором послании Тимофею 1:7 написано: «ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» . Вообще кто-то подсчитал, что Библия в разных формах 366 раз призывает не иметь страха (можно сказать, что каждый день в году, включая високосный, Бог говорит «не бойся» ). Единственный допустимый страх, о котором говорит Библия, это страх Господень, под которым в большей степени понимается не страх в его привычном значении, а больше в значении уважения и почитания Бога, или даже в значении мудрости (Притчи 1:7: «Начало мудрости – страх Господень» ).

Третий принцип – принцип даяния .

Богатые знают простую вещь: если они хотят чего-то больше получить – они должны больше этого отдать. Часто приходится слышать, о том, сколько денег тот или иной человек пожертвовал на гуманитарную помощь, отдал на открытие благотворительного фонда и т.д. Думаете, это было сделано, чтобы покрасоваться? В некоторых случаях может это действительно так, но чаще причина кроется в другом: он просто применяет принцип даяния, чтобы получить еще больше. Бедные, как правило, рассуждают так: «если бы у меня было больше денег, я, может быть, что-нибудь бы и отдал» . Это тоже самое, что просить камин согреть тебя, обещая, что после этого ты подложишь в него дров.

Этот принцип касается не только денег: если вы хотите получать больше комплиментов – начните делать больше комплиментов, нуждаетесь в любви – начинайте дарить больше любви и т.д.

Обычно в книгах не указывается, сколько нужно отдавать, но иногда я встречал рекомендации, что желательно, чтобы это было не менее 10% от общего дохода. Я не могу предположить ничего, кроме того, что эта цифра была взята именно из Библии, где говорится о десятине (10%) и о том, для чего она предназначена: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Малахия 3:10). Т.е. другими словами Бог хочет, чтобы мы научились отдавать, и тогда Он даст нам нечто большее. Люди часто смеются, говоря, что не понимают, зачем всемогущему Богу, у Которого и так всё есть, нужны ещё какие-то деньги. Они считают любое упоминание о деньгах простой выдумкой, используемой для наживания на простодушных людях. На это я отвечу, что Богу действительно нисколько не нужны ваши деньги. Всё, на самом деле, совсем наоборот: это Бог хочет дать вам больше, чем вы имеете. Заповедь о десятине дана Богом не для того, чтобы чего-то лишить, но для того, чтобы дать Богу возможность благословить вас. И если кому-то Божий закон кажется нелогичным и непонятным, то это не отменяет силу этого закона. Многие богатые люди давно поняли это и используют себе на благо.

Если кратко описать следующий принцип, то его можно выразить так: не сдавайся .

Ошибки и неудачи будут происходить с каждым, кто хочет чего-то достичь. Одному человеку пришлось обойти 97 банков, чтобы в 98-ом ему наконец дали нужную сумму для того, чтобы начать бизнес. Сколько неудач нужно тебе для того, чтобы отказаться от своих планов? Рэй Крок, основатель сети ресторанов McDonald"s, так выразил этот принцип: «Пробивайся вперёд: ничто на свете не заменит настойчивости. Её не заменит талант – нет ничего обычнее талантливых неудачников. Её не заменит гениальность – нереализованный гений уже стал притчей во языцех. Её не заменит хорошее образование – мир полон образованных изгоев. Всемогущи лишь настойчивость и упорство» . Иисус Христос рассказал притчу, которая хорошо иллюстрирует данный принцип:

«...в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне» (От Луки 18:2-5).

Есть один фильм, который мне очень нравится, и многие наверняка его видели. Фильм называется «Побег из Шоушенка» . Не вдаваясь в подробности, сюжет фильма рассказывает о том, как главный герой (банкир), обвинённый в убийстве своей жены, попадает в тюрьму. Я не буду рассказывать подробности фильма, а просто советую вам его посмотреть. Помимо того, что этот фильм сам по себе является интересным, более глубокое его понимание помогает увидеть нам в действиях главного героя ряд важных принципов, один из которых непосредственно относится к тому, о котором мы сейчас говорим. Итак, главный герой задался целью обновить тюремную библиотеку. В связи с этим он написал письмо в соответствующие органы, с просьбой выделить необходимые средства, но в ответ получил отказ. Тогда он начал периодично отправлять им письма, пока наконец ему не были выделены некоторые средства. Но это ещё не всё и его дальнейшая реакция просто привела меня в восторг: ему показалось недостаточным количество выделенных средств и он сказал, что теперь будет писать им по два письма. Какая яркая демонстрация принципа!

Пятый принцип: приобретай знания .

Когда у мультимиллионера Питера Дэниелса спросили, куда вложить деньги, он ответил очень просто: «потратьте деньги на свои мозги» . На бизнес-семинарах и в бизнес-литературе часто рекомендуются книги , которые следует прочитать. В современный век информационных технологий нет никакого оправдания тем, кто пренебрегает свободным доступом к практически неограниченным объемам информации. С помощью компьютера и сети Интернет можно получать знания из любой области. Перед тем как я скажу, что Библия говорит о знании, я хочу отметить, что богатые люди иногда среди прочих книг, которые следует прочитать, советуют так же непосредственно саму Библию. Учитывая всё вышесказанное, я думаю, что теперь становится понятным почему.

Бытует мнение, что Библия способствует необразованности людей и осуждает развитие наук и стремление к знаниям. Это миф, который многие пытаются доказать, приводя в пример действия инквизиции в Средневековье в отношении учёных. При этом мало кто интересуется, было ли вообще что-то общее между инквизицией и учением Библии (я уже не говорю о том, что многие учёные, осужденные инквизицией, как это ни парадоксально, были верующими), и что сама Библия говорит о знаниях. Вообще это отдельная тема, а мы вернёмся к нашей и позволим Библии самой сказать за себя. А о знании Библия говорит много, вот некоторые стихи: «приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум» (Притчи 4:7); «Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя» (Притчи 2:10-11); «лучше знание, нежели отборное золото» (Притчи 8:10); «Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания» (Притчи 18:15). И кто после этого скажет, что Библия учит оставаться во тьме и невежестве? Как правильно заметил Поль Сабатье (французский химик, лауреат Нобелевской премии): «Естественные науки и религию противопоставляют друг другу лишь люди плохо образованные как в том, так и в другом» .

В дополнение хочу напомнить, что главный герой выше упомянутого мной фильма, искал средства не на новую сантехнику, а именно на библиотеку.

Следующий шестой принцип назовём так: деньги должны работать на тебя .

Еще одно отличие бедных и богатых в том, что бедные работают на деньги, а богатые заставляют деньги работать на себя. И поэтому мне смешны упреки бедных, когда они обвиняют богатых, что те только на деньгах и помешаны, хотя сами в то же время всю свою жизнь тратят на то, чтобы получить жалкую зарплату, т.е. по сути являются рабами денег (причем достаточно небольших денег) вместо того, чтобы господствовать над ними. Даже Библия в данном случае скорее всего будет на стороне богатых, т.к. осуждает подчинение чему-либо материальному. И, возвращаясь к принципу, приведу ещё одну Библейскую причту:

«...человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов» (От Матфея 25:14-28).

Отмечу, что талантом во времена Иисуса называлась денежная единица. Значение слова "талант" в смысле "способности", "дарования" произошло именно от этой притчи. И чаще всего эту притчу именно так и интерпретируют, т.е. в том смысле, что мы должны использовать те способности, которые нам дал Бог. И это правильная интерпретация, но никто так же не мешает нам рассматривать её в буквальном смысле, который нам говорит о том, что деньги нужно «употреблять в дело» , чтобы «получить с прибылью» . Количество денег в данном случае сильной роли не играет, если вдруг кто-то подумал, что раб, получивший один талант, был в неравных условиях. Талант был крупнейшей денежной единицей, равной шести тысячам динариев или драхм, т.е. другими словами, даже один талант – это было целое состояние. Ещё хочу заметить, что мы часто поступаем даже хуже ленивого раба, т.к. он по крайней мере сохранил то, что ему было дано, а мы, как правило, растрачиваем всё, что имеем, и иногда на вещи, которые нам даже не нужны.

Помимо перечисленных принципов, в Библии можно встретить и другие не менее важные моменты. Например, в бизнес-литературе очень часто говорится о том, что необходимо верить, что у тебя получится добиться успеха . Тут комментарии излишни: думаю, что не ошибусь, если скажу, что существуют десятки, а то и сотни проповедей на тему веры. Приведу всего один достаточно известный стих: «всё возможно верующему» (От Марка 9:23). Так же часто можно слышать о важности мысли. Один предприниматель сказал: «мы те, о чём мы думаем» . Поверьте, эта мысль не новая и не революционная. Более двух тысяч лет назад Слово Божье почти точь в точь описала этот принцип: «каковы мысли в душе его, таков и он» (Притчи 23:7).

Ещё один важный момент, который касается различных сфер жизни человека (в принципе, как большинство перечисленных принципов) – это труд . Не буду описывать важность труда, т.к. этому и так посвящена масса работ, но опять же покажу, что по этому поводу говорит Библия, т.к. и в этой сфере часто бытуют различные заблуждения, что верующие только молятся и ничего не делают. Итак, в Писании можно встретить такие стихи: «Сладок сон трудящегося» (Екклесиаст 5:11); «трудолюбивые приобретают богатство» (Притчи 11:16); «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» (Притчи 6:10-11). Эти и многие другие стихи ещё и ещё говорят нам о мудрости Библии, просто нужно дать Писанию самому говорить за себя, а не слушать ни на чём не основанные доктрины.

Итак, как же на самом деле Библия относится к богатым людям? Некоторые считают, что богатый человек и христианин – это понятия несовместимые. Лично я считаю это глубочайшим заблуждением. Единственное, о чём предостерегает Библия, так это о том, что богатство не должно управлять нами и владеть нашим сердцем: «надеющийся на богатство свое упадет» (Притчи 11:28); «корень всех зол есть сребролюбие» (1. Тимофею 6:10). В Библии есть ряд примеров богатых людей, которым богатство не помешало стать теми, о ком сейчас с восхищением проповедуют. К таким людям относятся Иов, Соломон, Иосиф из Аримафеи и другие. Ряд стихов указывает на то, что быть богатым – это вполне нормально, например: «Имущество богатого – крепкий город его, беда для бедных – скудость их» (Притчи 10:15); «Венец мудрых – богатство их» (Притчи 14:24); «Добрый оставляет наследство и внукам» (Притчи 13:22). Согласитесь, чтобы оставить наследство и внукам, нужно быть богатым. Т.е. добрый не тот, кто живет на пенсию и висит на шее у детей, но тот, кто обеспечил ещё два поколения после себя. А вот бедность в Библии чаще всего рассматривается как проклятие, а не как благословение: «Нищета и посрамление отвергающему учение» (Притчи 13:18).

Очень часто приходится слышать от бедных людей, что богатые жадные, что они наживаются на других, что они на самом деле несчастливы и т.д. На мой взгляд люди так говорят из зависти. Многие люди стали богатыми как раз совсем по другим причинам: они стали успешными потому, что по своим моральным качествам и принципам стояли выше окружающих. Именно это принесло успех в их жизнь. Многие бедные остаются бедными лишь потому, что им не хватает положительных качеств и вместо того, чтобы развивать эти качества, они выбирают наиболее легкий путь: они заявляют, что богатые приобрели своё богатство нечестным способом (намекая при этом, что сами они остаются бедными якобы потому, что просто стараются жить честно). Кто-то может возразить, сказав, что часто слышал о том, сколько проблем у богатых, как они кончают жизнь самоубийством и т.д. Поэтому я сделаю небольшое пояснение: говоря о богатых людях, я по большей части имел в виду тех людей, которые своим упорством добились успеха, чаще всего это бизнесмены, руководители корпораций. Конечно, есть определённая категория людей, которые стали богатыми по иным причинам: дети богатых родителей, которые родились уже богатыми; многие звёзды, которые только благодаря таланту (или пиару) резко стали известными и знаменитыми; люди, добывающие деньги нечестным путём и т.д., – то есть все те, кто стал богатым не прилагая особых усилий. И таким людям деньги зачастую действительно не пошли на пользу: среди них часто случаются самоубийства, проблемы с наркотиками, депрессии и т.д. Так же и среди бедных встречаются искренне счастливые люди, которых полностью устраивает их работа и заработная плата.

Поэтому я не хочу, чтобы вы думали, что я говорю, что все бедные плохие, а все богатые хорошие. Если это то, что вы поняли, тогда вы вообще не поняли то, о чём я писал. Я хочу просто разрушить некоторые стереотипы. И подвести итог вышесказанному я хотел бы фразой, которая может показаться несколько странной, а некоторым даже оскорбительной: « многие богатые стали богатыми, потому что они следовали библейским принципам лучше многих христиан » .

Примечание:

Некоторое время мне не давал покоя один стих из Библии. Звучит он так: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (От Матфея 19:24). По поводу этого стиха я рассуждал примерно так: верблюд не может пройти сквозь игольное ухо, значит богатый тем более не может войти в Царство Божие; следовательно, если я хочу попасть на небо, я не должен быть богатым. Но в процессе изучения Библии я узнал толкование этого стиха. Во времена Иисуса города часто были обнесены городской стеной и входом в город служили большие ворота, которые на ночь закрывались. Но ночью в город мог прийти какой-нибудь путник, и специально для этих целей помимо больших городских ворот существовали маленькие ворота, которые и назывались игольными ушами. Человек через них мог пройти спокойно, но чтобы провести верблюда, его нужно было полностью развьючивать и пригибать коленями до земли, чтобы он смог пройти через них. В Библии часто встречаются стихи, которые нужно толковать в контексте того времени иначе они будут не понятны. Так же и этот стих не означает, что богатый не может войти в Царство Божие, а его значение заключается в том, что богатому сделать это несколько сложнее, т.к. с увеличением количества денег увеличивается и искушение.