Формы проведения мероприятий в учреждениях культуры. Массовое мероприятие: организация, места проведения, обеспечение безопасности

Определением понятия "досуг" является время в промежутках между занятиями полезным трудом. Выявить его функции можно путём компонования культурно-досуговых программ, которые будут характеризовать формы проведения мероприятий в деятельности рекреационно-развивающей, включающей в себя целый комплекс тщательно подобранной культурно синтезированной активной энергии, заполняющей всё пространство досуга.

Культурно-досуговые программы и их особенности

Особенности культурного досуга и его программы определяют отличия самого культурного досуга от программ дополнительного образования. Отличия состоят в том, что культурно-досуговая программа не организовывается специально и не изучается - её реализация проходит спонтанно, как подготовка и проведение массовых мероприятий досуга. Знания и умения появляются в результате процесса самостоятельной работы вне занятий. Формы проведения мероприятий могут быть самыми разнообразными.

Субъектами досуговой деятельности могут быть люди всех причём как устроители массового мероприятия, так и дети вместе с педагогами и/или родителями. По ходу реализации культурной программы досуга предусмотрено большое количество всевозможных новых ролей (или позиций) - обучающих или импровизирующих. Здесь есть организаторы, исполнители, авторы, зрители, художники, костюмеры, даже дизайнеры, музыкальные оформители, осветители и другие работники сцены, ведущие, члены жюри и так далее. Количественное и качественное наполнение ролей будет зависеть от формы проведения мероприятий.

Типы программ культурного досуга

Основой предложенной классификации служит степень массовости мероприятия и протяжённость его во времени.

1. Разовая программа в форме игры. Формы проведения мероприятий не зависят от подготовки участников, которые включаются в игру по ходу действия. Игры могут быть как интеллектуальными, так и подвижными; как за столом, так и в игротеке, в зале или на свежем воздухе. В зависимости от возраста участников подгоняется протяжённость этого занятия. Описанием игры чаще всего служит сценарный план. Литературный сценарий подтверждает квалификацию, педагогическую культуру, мастерство организаторов.

2. Конкурсная игровая программа (заданная тематика) требует предварительной подготовки участников. Формы проведения мероприятий могут представлять собой КВН, турнир, всевозможные такие программы имеют образовательные и воспитательные цели и состоят из подготовки, подразумевающей совместное творчество. Для взрослых смысл такой формы проведения состоит в приобретении навыков командной игры.

Форма КВН

Конкурсная игровая программа такой формы не проводится без полного сценария, где сформулированы задачи, описана поготовка, дан список рекомендуемой литературы. Новые формы проведения мероприятий дают возможность организации продуманного и ожидаемого публикой праздника.

Среди особенностей подготовки такого плана конкурсно-игровых программ и их проведения главные аспекты таковы:

  1. Очень важно не превратить эту весёлую игру в скучный экзамен, когда нет места выдумке, фантазии и импровизации.
  2. С другой стороны, самостоятельность должна тонко, но неуклонно сопровождаться руководством ведущих, чтобы избежать дурного тона и всяческой пошлости.
  3. В случае если КВН проводится среди школьников, важно прививать вкус к тонкому юмору, интеллигентной шутке, учить находить смешное и в себе, и в окружающей жизни.

Игры интеллекта

Формы и методы проведения мероприятия допускают организацию массовых интеллектуальных игр как вид конкурсно-игровой программы. Здесь успех приходит за счёт эрудиции, интеллекта, мыслительных способностей человека - смекалки, сообразительности, способности предугадать ситуацию.

Реальная практика предпочитает интеллектуальные игры комбинированных форм. Хороши, например, сюжетные викторины, в которых присутствует экономическая стратегия. Формы проведения досуговых мероприятий здесь не слишком разнообразны: чаще всего это вопросы, предлагаемые участникам. Поэтому наиболее важны для организаторов именно подбор тем и составление вопросов.

Игра в театр

Игра-спектакль предполагает наличие ведущих этой игровой программы. Ими чаще всего выступают организаторы праздника, если он для взрослых, и педагоги, если праздник для детей. Формы проведения культурно-досуговых мероприятий предусматривают в данном виде игры обязательность сюжета, выстроенного таким образом, чтобы абсолютно посторонние люди могли без подготовки выполнять задания или играть небольшие роли. Судьба героев этого полуимпровизационного спектакля будет целиком и полностью зависеть от непосредственных участников театрального действия.

Сюжетная игра

Это тоже театрализованное мероприятие. Какие бывают формы проведения мероприятий такого плана? Весьма разнообразные. Здесь главное - создание определённой атмосферы и выработка чёткой конструкции игровой ситуации. Период подготовки может быть длительным. Очень интересный ход - подготовка инициативной группы, которая в процессе театрализованной сюжетной игры будет постепенно привлекать к действию посторонних.

Очень важна заблаговременная информация по тематике. Например, за несколько недель объявляется проведение костюмированного бала под названием "Девятнадцатый век. Пушкин и его Музы". Желающие участники постараются раздобыть или соорудить костюмы и проникнуться обстановкой светского раута. Далее все козыри будут в руках организаторов. Для проведения подобного праздника понадобится подробный план проведения с чётко изложенными задачами, подготовка экспозиции (декорации и так далее).

Зрелище и праздник

Основные формы проведения мероприятий как раз зрелищные. Это могут быть концерты, спортивные соревнования и многое другое. Здесь обычно присутствуют исполнители и зрители. Часто подобные формы используются как фрагменты народных гуляний и других массовых мероприятий.

Любое мероприятие имеет форму и содержание. И, конечно же, любое мероприятиеимеет название. Если составить перечень мероприятий, которые проводятся сегодня, то получится список, насчитывающий несколько сотен пунктов. Но при внимательном изучении этого списка можно обнаружить, что, при всем разнообразии названий, в основе большинства мероприятий лежат одни и те же формы. В различных по форме мероприятиях нередко заключено одно и то же содержание. Например, «аукцион исторических знаний» и «аукцион географических знаний» - это одна и та же форма, наполненная различным содержанием. А «экологический эрудит» и «экологический десант» - две совершенно разные формы, имеющие сходное содержание.

Ведь для успешного проведения мероприятий нужно лишь знать существующие формы и уметь наполнить эти формы каждый раз нужным содержанием;

Все мероприятия организуются по одной технологии, по одному алгоритму (определенная последовательность действий), который изменяется в зависимости от формы мероприятия.

Этапы организации мероприятия.

1. Предварительная работа организатора.

Предварительная работа начинается со сбора информации, необходимой для планирования в дальнейшем. Это выяснение финансовых вопросов, организационных, формирование организационной группы, подготовка необходимых документов.

2. Коллективное планирование.

Пишется план подготовки мероприятия. В него входит распределение обязанностей в коллективе. Невозможно сделать хорошее мероприятие в одиночку. Грамотное распределение обязанностей поможет не только организаторам в проведении мероприятия, но и даст возможность проработать более тщательно все направления деятельности.

3. Коллективная подготовка.

Проработка по направлениям включает анализ всех возможных надобностей и рисков. Важно учитывать все обстоятельства организации своего направления. Важно так же согласовывать свои действия с другими направлениями, для того чтобы учитывать все изменения, которые могут произойти в процессе работы.

4. Проведение мероприятия.

Для проведения мероприятия нужно набирать столько людей, сколько потребуется. Не стоит «экономить» на ответственных за световое оформление, на людях умеющих грамотно работать с проектором, на работниках сцены, дежурных в зале и на многих прочих людях, которые помогут вам сделать мероприятие на высшую оценку.

5. Подведение итогов (анализ дела).

Этот пункт необходим не только для руководителя мероприятия, но и для всех участников. Подведение итогов можно проводить в различных формах. Например, это может быть дискуссия или анкетирование. Форма анализа мероприятия выбирается руководителем на его усмотрение, и в зависимости от того, какие результаты ему нужно получить. Так, например, при анкетировании можно выяснить те вопросы, на которые открыто ответить смогут не все участники. Так же можно комбинировать различные формы, для получения более полной информации о прошедшем мероприятии.

Вот список стандартных вопросов, которые можно включить в анкетирование.

 что понравилось?

 что получилось особенно хорошо?

 что можно было сделать лучше?

 что предусмотреть в следующий раз?

 что не удалось осуществить и почему?

 что предлагаем на будущее?

Формы мероприятий

Костромская педагогическая школа предлагает в качестве основания для типологии способы передвижения участников. В этом случае выделяются три основных типа форм:статичные, статично-динамичные, динамико-статичные . Примерами статичных форм (представлений) являются линейка, митинг, КВН, концерт, спектакль, лекция, фронтальная беседа (в том числе совещание, планерка, собрание коллектива), просмотр кино-, видео-, телефильма. Кратко охарактеризуем перечисленные формы.

1. Линейка – ритуальное представление, предполагающее построение участников на какой-либо площадке. Выход на линейку имеет второстепенное значение. Функции субъектов взаимодействия следующие: ведущий линейки (находится в центре внимания), выступающие (с монологами или короткими представлениями выходят в центр внимания), зрители, исполнители ритуальных действий. Содержанием взаимодействия является формирование эмоционально – ценностного отношения к чему-либо и получение какой-либо информации. Важным представляется замечание о том, что происхождение линейки связано с построением войск.

2. Митинг – представление, предполагающее демонстрацию тех или иных взглядов, позиций в виде монологических выступлений отдельных ораторов.

3. Спектакль – представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия.

Разновидностями спектакля являются устный журнал (газета), выступление агитбригады. Это представление какой-либо информации (актуальных проблем) в художественной форме. Спектакль предполагает реализацию участниками таких функций, как актеры (выступающие) и зрители. В театральном сценарии – пьесе заложено развитие сюжета: завязка, восхождение, кульминация, развязка. Поэтому организатору следует учитывать заложенный пьесой эмоционально – содержательный алгоритм.

4. Концерт – представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей художественных номеров (танцы, песни, театральные миниатюры и т.д.).

5. Лекция – представление, предполагающее изложение в виде монолога совокупности взглядов на какой-либо предмет.

6. Фронтальная беседа (в том числе «Встреча с интересным человеком», «Орлятский огонек») – специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Фронтальная беседа может быть организована с использованием игры. Например, урок («Урок творчества», «Урок фантазии» и т.д.) имитирует школьный урок, где ведущий играет роль учителя, остальные участники – учеников; правила такой игры соответствуют правилам обычного школьного урока.

7. Диспут – специально организованное представление, предполагающее демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).

8. Дискуссия (в том числе совещание, планерка, собрание коллектива) – специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу, проблеме для получения информационного продукта в виде решения.

9. Просмотр кино-, видео-, телефильма, спектакля – представление, в ходе которого участникам демонстрируется зрелище, подготовленное профессионалами. В данной форме присутствует только одна функция субъектов взаимодействия – зритель.

10. Представление-соревнование (конкурс) – представление, предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками, в чем - либо. Разновидности: конкурсная программа на сцене, спортивные игры на площадке. Эта форма достаточно популярна (КВН, рыцарский турнир). Спортивные игры могут быть как традиционными, так и шутливыми.

Все эти формы объединяет то, что организация пространства в них предполагает ярко выраженный центр внимания (сцену, трибуну, спортивную площадку и т.д.), характер действий участников определяется их функциями выступающих или зрителей, даже если в ходе действия происходит обмен этими функциями.

Второй тип форм – статично-динамичный . К этому типу можно отнести ярмарку, субботник, изготовление выставки, газеты, подготовка к представлению в кругу, ситуационно-ролевую игру, вечер общения в импровизированном кафе, продуктивную игру.

Характерной чертой этого типа форм является то, что одного центра внимания здесь нет. Центры внимания разбросаны по площадке, и каждый участник может выбирать их по вкусу, либо центр внимания перемещается согласно алгоритму данной формы.

11. Ярмарка (народное гуляние) – развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы.

Ярмарке присуще:

 Свободное движение участников по всему пространству, где расположены аттракционы. Вовлечение в аттракционы обычно обеспечивается традиционным образом: за участие выдаются жетоны, которые можно обменять на что-либо вкусное или полезное. Можно развернуть и целую экономическую игру. Можно тратить свои жетоны, получая за них карточки со словами. Тот, кто сможет собрать из полученных слов целую фразу или несколько фраз, становится победителям и получает специальный приз.

 Аттракцион – это специфический конкурс, не требующий особых умений и длительного времени на выполнение задания.

 Ярмарка начинается общим сбором, где объясняются правила игры, могут быть названы призы, которые ждут участника, набравшего наибольшее число жетонов.

 Финал ярмарки может проходить в виде аукциона – распродажи, где участники на оставшиеся у них жетоны приобретают памятные призы и сувениры.

Ярмарка включает:

 Общий сбор, который может сопровождаться линейкой, карнавальным шествием;

 Свободное движение участников по площадке;

 Свободный выбор аттракциона и участие в нем;

 Финальный сбор, с аукционом и без него.

12. Субботник (трудовая акция) – ограниченная по месту и времени специально организованная предметно – практическая трудовая деятельность людей.

13. Изготовление выставки (газеты, книги, летописи и т.д.) – специально организованная деятельность по созданию экспонатов или информационного продукта для последующей демонстрации.

14. Подготовка к представлению – специально организованная совместная деятельность по придумыванию, разработке и реализации замысла какого-либо представления. Каждый этап может быть выделен как отдельная форма работы.

15.Представление в кругу – ритуальное развлечение, которое разворачивается вокруг какого-либо предмета (новогодняя елка, костер и т.п.), предполагающее перемещение участников по кругу.

16.Ситуативно-ролевая игра – это специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, регламентированное правилами игры.

17.Вечер общения в импровизированном кафе - специально организованное на одной площадке развлечение, имитирующее застолье. Разновидности: «вечеринка», «посиделки», «салон», «клуб», «прием», «ассамблея».

18.Продуктивная (инновационная) игра – совместная деятельность по созданию информационного продукта, предполагающего обмен мнениями. В том числе и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов. Как правило, алгоритм продуктивной игры включает следующие процедуры: общий сбор-старт (постановка проблемы, объяснение правил), работа по группам, общий сбор-финиш (подведение итогов).

19.Танцевальная программа – дискотека с конкурсами, призами.

Все формы мероприятий, перечисленные выше, давно и прочно утвердились в нашей работе. И все мы хотя бы раз проводили или участвовали в подобных мероприятиях.

Приглашайте для работы молодежь, создавайте инициативные группы, комбинируйте различные формы, экспериментируйте с наполнением ваших мероприятий. Пусть они будут неповторимыми и яркими!

Проведение BTL-мероприятие происходит в несколько этапов:

  1. планирование;
  2. разработка идеи;
  3. воплощение идеи;
  4. проведение btl-мероприятия;
  5. анализ результатов.

Для каждого из этапов характерен свой набор действий, в которые могут закрасться ошибки. Но есть ошибки, которые совершаются по несколько раз или большинством компаний, занимающихся поведением btl-мероприятий. Давайте рассмотрим типичные ошибки и найдем пути их обхода.

Ошибка 1. Выбор подрядчика.

На данном этапе можно допустить 2 ошибки.

Первая – проводить BTL-мероприятие своими силами. Как результат скомкать все этапы проведения мероприятия и собрать все 10 ошибок, которые рассматриваем в этом материале, на своем мероприятии.

И вторая ошибка – не серьезно подойти к выбору подрядчика. Для решения второй ошибки необходимо работать с уже проверенными партнерами, если таковых не имеется, то подходить тщательно к выбору подрядчика. Оценивать компанию по:

  • времени присутствия на рынке;
  • объему предоставляемых услуг (комплексное предоставление услуги не только экономит время, затраченное на подготовку и проведение мероприятия, но также сказывается на общем бюджете в меньшую сторону);
  • отзывам клиентов, которые уже работали с этой компанией;
  • и главное, соотношение цена-качество.

Ошибки на этапе выбора подрядчика являются основными, именно от этого этапа зависит дальнейшее взаимодействие и процедура проведения и оценки мероприятия. Если для дома плохо заложить фундамент, то по стенам могут пойти трещины, лопнуть окна и не открываться двери.

Ошибка 2. Определение целей проекта.

Собственно еще дна грубая ошибка начального этапа – это не определение целей проекта. Отсутствие ответов на вопросы: «Какие задачи должно решить мероприятие?», «Как измерять результат?», «Какие проблемы есть у компании, которые можно решить мероприятием?». Если изначально не определиться, чего хочет заказчик в качестве результата, то можно вообще ничего не получить. Если ты не знаешь, в каком направлении идти, то сложно предположить, куда ты в итоге придешь.

Ошибка 3. Бюджет.

Бюджет мероприятия должен быть заложен совместно с определением целей мероприятия. Очень важно не пропустить этот этап, поскольку перед компанией-разработчиком задача будет поставлена расплыто. Агентство может предложить акцию, которую фирма просто не вытянет по бюджету и проект придется переделывать. Нам хорошо известно высказывание: деньги должны приносить деньги, но выше головы не прыгнешь и лучше заранее определять бюджет, в который необходимо вписаться.

Тогда и разработчики сразу смогут вынести дельные предложения, да и время не утечет в пустую. Идеальный вариант, если заказчик ставит задачу, исходя из числовых показателей. Например, «Нам важно провести акцию по механике switch sampling в 14 городах. За весь период мы хотим достичь 150 тысяч эффективных контактов. Стоимость контакта не выше 65 рублей.» Это предметный разговор. Такая постановка задачи изначально ставит заказчика в выигрышное предложение. Уже на этапе бюджета заказчик вправе заложить штрафные санкции за не достижение плана.

И уже на этапе бюджета можно продумать варианты мотивации для персонала: например, систему компенсации затрат. Можно возмещать средства на проезд к месту проведения акции в допустимых рамках. Или оплачивать обед в том случае, если промо-день длится больше четырех стандартных часов. И тут также должны быть внесены ограничения, а то обед будет состоять из омаров в кляре и бокала красного вина 1894 года розлива.

Ошибка 4. Неправильный расчет времени на подготовку.

Проведение btl-мероприятий – процесс не одного дня. Ни в коем случае нельзя упускать этап планирования и непосредственной подготовки к акции. Прежде всего, необходимо правильно расставить сроки, а не требовать от подрядчиков «организовать btl-мероприятие за 2 дня».

Необходимо тщательно просчитать предполагаемые риски по следующим действиям – разработка идеи, поиск персонала, изготовление POS-материалов, согласование точек проведения, подготовка отчетности по проекту, написание мануалов «обязанности координатора на проекте, супервайзера, промоутеров», адаптация информации о продукте для тренинга, подготовка тренинг-материаловКакие-то процессы могут идти параллельно. Но если работа делается впопыхах, то результат может быть плачевный. Например, если мы сократим вдвое сроки изготовления pos-материалов, то на выходе можем получить продукт, который вообще не будет пригоден для работы и возможно потребуется еще больше времени на изготовление этих же материалов. Поэтому лучше всего определять сроки с запасом для тех действий, которые этот запас могут потребовать. Главное, чтобы акция не носила характер снежного кома. И из небольшого комочка к концу акции из нарушенных сроков не образовался огромный снежный ком.

Ошибка 5. Подбор и мотивация промо-персонала.

Если подбором персонала занимается агентство-подрядчик, то на этом этапе риски минимальные – у агентства есть своя база промоутеров, с которыми они уже работали и которых видели в деле. Даже если базы нет, агентства знают по каким критериям выбирать необходимый персонал. Если подбором персонала занимается фирма-заказчик, то тут черных дыр не избежать – промоутеры просто могут не выйти на точки, акцию будет некому проводить.

В настоящее время в btl-агентствах можно наблюдать два диаметрально противоположных отношения к промоутерам. Первый – к ним относятся как к временному персоналу, который можно сменить в любой момент, а мотивация, которая используется, в основном звучит примерно так: «кто не хочет работать, того мы не держим, незаменимых людей нет». Такой подход даже сложно назвать мотивацией, он скорее похоже на авторитарный режим содержания работников и эти ежовые рукавицы рано или поздно приведут к тому, что просто будет некому выходить на акции. Как бы странно не звучал данный подход, но, к сожалению, такое отношение встречается, пусть и нечасто, но все же.

Долгосрочное сотрудничество с промоутерами мотивирует качественнее выполнять свою работу. Те люди, которые заинтересованы в участии в разных проектах и в стабильности своей занятости, будут готовы работать с полной отдачей.

Второй подход: промоперсонал – это связующее звено между потребителем и компанией, агентства заинтересованы, чтобы промоутеры показали высокие результаты работы и увеличили доверие потребителей к продвигаемой марке. Этого можно добиться жестким контролем со стороны организаторов, что потребует дополнительных человеческих и временных ресурсов и увеличит бюджет акции в полтора-два раза. Либо придется ввести такую систему мотивации, которая предполагает дополнительный самоконтроль и стимулирует к выполнению или перевыполнению плана.

Главное, что нужно учитывать при использовании данной системы, – это понятная схема, чтобы промоутер смог сам примерно посчитать, что ему нужно сделать, чтобы получить дополнительные бонусы. Для этой системы можно также раздавать сотрудникам чек-листы, чтобы те смогли самостоятельно все просчитать – они в любом случае должны подводить ежедневные итоги, так почему бы им не посчитать свой дополнительный заработок. Удобно использовать онлайн-таблицу, которую может открыть любой сотрудник, увидеть свои результаты и результаты коллег, чтобы знать и оценивать свои реальные силы. Также при разработке важно учитывать как реальность выполнения бонусных показателей, так и не вводить слишком много пунктов, чтобы промоутер не получал прибавку за каждый свой дополнительный шаг.

Персонал должен быть подготовлен к акции, владеть механиками проведения и знать всю необходимую информацию, чтобы ответы на вопросы участников были составлены и даны грамотно. Если на акцию вывести не подготовленный персонал, то этим можно испортить впечатление не только о самой акции, но и о компании, бренд которой размещен на всех материалах для акции.

Главный мотиватор хорошей работы – своевременная выплата заработной платы. Для работодателя задержка выплаты на несколько дней не критична, зато для персонала – это причина зарождения недовольства и подрыв доверия к компании. Как показывает практика, сроки нарушаются во многих компаниях, и в результате, заработав негативный опыт в двух-трех, персонал относится с недоверием ко всем работодателям.

При работе с промоперсоналом необходимо установить штрафную сетку. При ее отсутствии могут возникнуть нарушения и не серьезное отношение к работе. С системой штрафов необходимо ознакомить персонал заранее, например, в момент раздачи материалов по проекту. Будьте уверены, что этот список наказаний будет изучен слева направо, справа налево, по диагонали и прочитается даже задом наперед.

Приводим классический список, за что может быть наказан промоутер:

  1. Мятая промо-форма;
  2. Отсутствуют определенные элементы у промо-формы (галстук, шапка и тд);
  3. Волосы не собраны в хвост, неаккуратная прическа;
  4. Опоздание;
  5. Курение;
  6. Отклонение от промо-сценария;
  7. Промоутер неактивный;
  8. Самовольное покидание места проведения акции;
  9. Беседы с друзьями во время проведения акции;
  10. Долгие телефонные разговоры;
  11. Проявление грубости при работе с участниками акции и проверяющими;
  12. Не соблюдение гигиены (на продуктах питания работа без перчаток и головных уборов) и т.д.

Этот список может быть продолжен с учетом специфики акции. Штрафная сетка позволяет урегулировать все возникающие недоразумения на проекте и создает дополнительную мотивацию для персонала, участвующего в мероприятии.

Ошибка 6. Отклонение персонала от сценария проведения.

У промоперсонала должен быть четкий сценарий проведения акции, прописаны все речевые ролики, а том числе и ответы на часто задаваемые вопросы. Если каждый сотрудник начнет говорить, как он думает и чувствует, то впечатление о компании испортится. Тем более персонал может в стрессовой ситуации не подобрать нужных слов и тем самым получить недовольных участников, которые из потенциальных клиентов никогда не попадут в разряд постоянных.

Сценарий мероприятия должен быть выучен на зубок, иначе идеальное прохождение всех предыдущих этапов может быть перечеркнуто одним словом. Чтобы подстегнуть работников к качественному выполнению своих обязанностей можно создать атмосферу конкуренции. Борьба разжигает азарт, а азарт движет персоналом.

Решить задачу поможет и наличие грамотного стационарного супервайзера. Супервайзер – это полевой контроль. Эффективность промо-акции со стационарным супервайзером повышается в разы, хоть процесс несколько удорожается. Когда точки находятся рядом, супервайзеру дается от 1-5 точек, которые реально контролировать в течение стандартного промо-дня (4-5 часов). Он успеет посетить каждую точку на 30-40 минут. В этом случае, оптимально в смету включить чекеров (пешие супервайзеры). У них есть специальный чек-лист, который заполняется после проведенное проверки в точке. Плюс в том, что супервайзер и промоутер знакомы, и нередко прикрывают друг друга. Чекеры же – лица посторонние. И оценка будет объективнее.

Можно использовать следующую схему: реализует проект одно агентство, а проверяет его другое. Такой подход позволяет не «закрывать глаза» на допущенные ошибки и показывает объективную картину и полученная информация позволяет использовать опыт для следующих мероприятий.

Ошибка 7. Время проведения акции.

При проведении акции необходимо учитывать распорядок дня целевой аудитории. Если акция рассчитана на домохозяек, то особой привязки к времени может и не быть, если акция семейная – то необходимо учитывать время, когда в нужно месте появляются семьями. Таким образом, тщательно подобранное время – залог успеха акции, если выбрать не правильно время, то можно со своей целевой аудиторией и не встретиться. Также необходимо учитывать сезонность, но помнить, что сани летом мало кто покупает, о санях вспоминают тогда, когда начинает идти снег.

Ошибка 8. Отсутствие информационного канала между участниками.

Также одной из основных ошибок является отсутствие информационного обмена между участниками мероприятия. Сейчас мы не откроем Америку если скажем, что проект ведет несколько человек, между которыми обязательно должен быть налажен информационный обмен.

Но стоить помнить, что для каждого уровня должностей необходима информация в определенном виде, если для руководителей достаточно тезисного содержания, то при спускании информации до промоперсонала необходимо давать ее в мельчайших подробностях и объяснять задачу пару раз. Если информация от одного сотрудника была передана другому с искажением, то в конечном результате мы получим недопонимание или полное непонимание того, что требуется от сотрудников. Поэтому перед запуском проекта все участники должны знать друг друга и обязательно уведомлены о том с каким вопросом к кому подходить. Иначе искажение информации может привести к тому, что акция будет проведена для другой организации.

Отсутствие информационного канала может цепочкой добавить следующие ошибки:

  1. Часто бывает так, что заказчик не успевает регить вопрос стока в магазине. Персонал вышел на работу, а продукции нет. Чтобы избежать этой ошибки, необходимо заблаговременно проверять наличие товара в месте проведения мероприятия и в случае необходимости уточнять сроки доставки.
  2. Отсутствие необходимых согласований для проведения мероприятия в торговой точке. Чтобы избежать этой ошибки необходимо:
    • проверить санитарные книжки у промоутеров;
    • забрать все разрешения с забукированных точек;
    • уточнить требования у точек (что нужно иметь с собой персоналу для того, чтобы их пустили работать. Например, Ашаны в Москве требуют сан книжки только Мобилмед, в Пятерочку могут пустить по копии сан-книжки и тд);
    • за сколько должен прийти промоутер в первый день на точку, чтобы все успеть;
    • кого должен на точке спросить супервайзер, чтобы его пропустили со стойкой и у промо-персонала не возникло проблем (чаще всего это дежурный категорийный менеджер).

Если заранее не позаботиться о сборе необходимой информации для работы, то может получиться так, что вас или не пустят на точку или придется в срочном порядке заменять персонал. Налаженный информационный канал позволяет работу на мероприятии сделать сплоченной и результативной.

Ошибка 9. Разное представление отчета о проделанной работе.

Собственно все, ради чего мероприятие затевалось – это результат результат . И очень важно, в каком виде будет рассказано об этом результате. Каждый участник должен составлять отчеты о своем блоке, а ответственный за проект проанализировать информацию и представить ее в том виде, который удобен для понимания руководству и заказчику. Отчет должен быть составлен грамотно, проанализированы недочеты, которые были допущены и приведены цифры. Самое главное, чтобы отчет имел ту форму, которая позволит оценить проделанную работу.

Рассмотрим стандартную (минимальную) отчетность на проекте.

Дата проведения/время работы/план механики1/результат механики 1/эффективность %/комментарии по работе, проходимости в ТТ/стоимость товара в ТТ.

Рассмотрим этапы отчетности.

  1. промоутер приходит в Точку. Его задача – скинуть смс сообщением стоимость товара в ТТ и кол-во товара на полке. Супервайзер получает смс, фиксирует, во сколько промоутер пришел в ТТ.
  2. По приходу промоутер также берет в ТТ нулевой чек. На чеке отображается время. Этот чек в дальнейшем передается супервайзеру.
  3. Ежедневно промоутер заполняет отчетность по продажам и по кол-ву эффективных контактов.
  4. Данную отчетность по всем точкам сводит координатор проекта.
  5. По результатам всего проекта готовится аналитический отчет.

Разработка отчета для сложных акций может занять 2-3 недели. Важно, чтобы отчетность была удобная для персонала в полях, наглядная для клиента (сразу видеть продажи и процент выполнения плана), не громоздкая и понятная для подрядчиков в регионах – выделять цветом ошибки, автоматически пересчитывать остатки материалов. Чем лучше вы подойдете к созданию отчетности, тем проще будет составить финальный отчет.

Ошибка 10. Игнорирование опыта коллег.

В высококонкурентной среде многие акции и мероприятия происходят по схожему сценарию, именно поэтому перед организацией мероприятия важно просмотреть или обратиться к опыту коллег или своему собственному для того, чтобы изначально сгладить острые углы мероприятия и не увеличивать итоговый список типичных ошибок при проведение btl-мероприятия. Не всегда возникают ситуации, когда можно оперативно исправить допущенную ошибку. Но не ошибается тот, кто ничего не делает. Если все-таки ошибка была допущена, главное не опускать руки и не сворачивать мероприятие, а использовать негатив в свою пользу и попробовать несколькими следующими действиями спасти ситуацию. Не бойтесь ошибаться, но лучше учитесь на ошибках других.

Семинар «Формы и методы работы учреждений культуры клубного типа: инновации и традиции» Основные вопросы семинара:

  1. Формы как способ реализации содержания деятельности учреждений культуры клубного типа.
  2. Классификация основных, традиционных, форм клубной деятельности.
  3. Инновационные формы культурно-досуговой деятельности.
  4. Средства и методы - структурная основа формы мероприятия.
Цели:
  1. Обучение основным формам и методам деятельности учреждений культуры клубного типа.
  2. Повышение квалификации специалистов культурно-досуговых учреждений.
  1. I . Формы как способ реализации содержания
деятельности учреждений культуры. К числу важнейших компонентов методики культурно - досуговой деятельности относятся формы деятельности учреждений элементов функционирования учреждения культуры, компонент культурно - досуговой деятельности. Под формами - программами культурно - досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания. Формы - программы культурно - досуговой деятельности - не существуют сами по себе. По отношению к содержанию форма - программа носит зависимый характер. Каждое средство воздействия требует соответствующих форм организации людей. Отмечая зависимость форм и их правильное использование, в свою очередь, имеют большое значение. Формы - программы обладают известной самостоятельностью, они могут оказать и оказывают обратное влияние на содержание деятельности. От выбора форм часто зависит результат деятельности. Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Формы работы клубных учреждений - это способы и приёмы организации клубной аудитории. Выбранная форма программы влияет на отбор содержания, а содержание, в свою очередь, лепит форму. Форма - это способ существования содержания.
  1. II . Классификация основных форм клубной деятельности .
В зависимости от способов организации клубной аудитории формы бывают индивидуальные, групповые и массовые. Индивидуальны формы:
  1. Беседы: в обыденном смысле - литературная или театральная форма устного или письменного обмена в разговоре между двумя и более людьми; - в философском и научных смыслах - специфическая форма и организация общения, коммуникации.
  1. Адресное обслуживание. Культурно-досуговая форма для определенной категории людей, ограниченных в возможностях передвижения. Относится к новым формам работы учреждений культуры.
  1. Консультации: объяснение, разъяснение каких-либо понятий. Ответы на вопросы. В полной мере относится к методическо-образовательным формам работы. Применимо к деятельности учреждений культуры может использоваться как составная часть какой-либо клубной формы (мастер-класс, адресное обслуживание, вечер-встреча и т.п.)
Групповые формы: А). Досуговые, развлекательные. 1.Вечера: это хорошая возможность организовать людей в определённом месте, отдохнуть, пообщаться, обсудить и проанализировать ситуации, проблемы и успехи. Вечера могут быть нескольких форм в зависимости от цели организации досуга:
  • Вечер-встреча. Это могут быть встречи с интересными людьми, с ветеранами, с поэтами села и т.п.
  • Вечер воспоминание. Может быть как отдельным мероприятием, но в большинстве случаев используется как составная часть других форм(например гостинная, вечер-встреча и др.)
  • Вечер отдыха. Это мероприятие развлекательного характера, с использованием разнообразного музыкального оформления, игр, конкурсов, танцев. Как разновидность вечера отдыха считается вечер-кафе – вечер отдыха за столиками, с использованием напитков и других продуктов питания.
  • Дискотеки. Танцевальные программы с минимальным использованием других средств и методов организации досуга.
  • Камерные формы организации досуга салон и гостиная - мероприятия для узкого круга лиц, связанных общностью интересов. Особенная чета - проведение их в небольшом, ограниченном пространстве, приближенном к домашней уютной обстановке с относительно небольшом количестве участников, где исполнители находятся в непосредственной близости от зрителей. В искусстве понятие «камерный» часто несет значение «сокращенный».
  1. Игровые программы: основной метод организации досуга в этих мероприятиях – игровые элементы. В зависимости от других используемых методов игровые программы могут быть:
  • Конкурсно-игровыми;
  • Театрализовано-игровыми;
  • Сюжетно-игровыми (например, по сюжету телеигр).
Б). Информационно-просветительские мероприятия несут яркую тематическую направленность и характеризуются наличием познавательного содержания, возможны элементы агитации и пропаганды (например, здорового образа жизни).
  1. Выставка (экскурсия) - это показ, каково бы ни было его наименование, путём представления средств, имеющихся в распоряжении человечества для удовлетворения потребностей, а также в целях прогресса в одной или нескольких областях его деятельности. Различают выставки периодические (временные) и постоянные. Для УККТ выставки, как правило, проводятся на протяжении небольшого промежутка времени, т.е. временные. Могут быть как отдельным мероприятием, так и составной частью другого мероприятия.
  1. Круглый стол - собрание в рамках более крупного мероприятия В современном значении выражение круглый стол употребляется с XX века как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса.
Более того, зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений.
  1. Тематическая программа. Ее содержание, методы и приемы несут строгую тематическую направленность. Могут быть использованы элементы других различных форм мероприятий для достижения оптимального результата в донесении информации выбранной тематики до аудитории. Направленность может быть разной (патриотической, музыкальной, игровой, профилактической, экологической, литературной и др).
  1. Агитбригады – пропагандистская форма мероприятий. В настоящее время относится к устаревшим формам культурно-досуговой деятельности.
  1. 5. Лекции: устное систематическое и последовательное изложение материала по какой - либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.
Тренинги: метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Мастер-классы: форма и метод практического обучения и тренировки определенных навыков Лекции и тренинги не являются формами клубной работы, но могут применяться при проведении других форм информационно-просветительских мероприятий или занятий клубных формирований. В). Клубные формирования. 1.Любительские объединения или клубы по интересам. Создаются на добровольной основе самими участниками или специалистами культуры на базе КДУ. Их отличает общность интересов участников, свобода общения, свобода выбора форм и периодичности общения. Деятельность любительских объединений регламентируется положением о клубных формированиях и уставу конкретного объединения, принятого по согласованию с его участниками.
  1. Кружок – творческое объединение людей, имеющих общие интересы в сфере творчества, основной деятельностью которых является овладение определенными навыками творческой деятельности различных жанров (вокального, хореографического и др). Кружки – основа деятельности коллективов художественной самодеятельности.
Массовые формы. К массовым формам относятся зрелищные программы рассчитанные на большое количество зрителей и участников.
  1. Концерт - публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе.
  1. Спектакль - произведение сценического искусства. В основе спектакля в драматическом театре лежит литературное произведение - пьеса или сценарий, требующий импровизации, в музыкальном театре - сочинение музыкально-драматическое.
  • Литературно-музыкальная композиция – разновидность спектакля, отличием которой является комбинированное использование произведений нескольких авторов (поэтов, писателей, музыкантов)
  1. Ярмарка - регулярные торжища широкого значения: рынок, регулярно, периодически организуемый в традиционно определённом месте, сопровождаемый театрализованной концертной и игровой программой.
  1. Праздник - день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь, весёлое препровождение свободного времени; день какого-либо радостного события. Как форма организации досуга, праздник – это массовые развлекательные мероприятие, включающее в себя набор культурно-досуговых средств и методов, с использованием различных культурно-досуговых форм работы и имеющий относительно длительное продолжение во времени – не менее двух часов. Праздники могут быть:
  • Календарными (Новый год, День пожилого человека и т.п.);
  • Государственными (День Победы, День конституции и т.п.);
  • Фольклорными (Масленица, Спас, Троица и т.п.);
  • Семейными (день рождение, юбилей, свадьба и т.п.);
  • Профессиональные (день учителя, день строителя и т.п.).
  1. Бал - собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке. Бал-маскарад отличается от бала наличием карнавальных масок или костюмов на присутствующих. В настоящее время в практике культурно-досуговых учреждений используются редко.
  1. 6. Конкурс. В культурно-досуговой деятельности – показательное соревнование. Мероприятие рассчитанное на широкий круг зрителей с заранее подготовленными участниками, с состязательными элементами, с конечной целью – выявление победителя.
  1. Фестиваль - массовое празднество, показ достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или другого вида искусства без выявления победителя или определения рейтинга среди участников.
  1. Митинг – торжественное мероприятие, посвященное важному событию или дате.
  1. Парад – торжественное прохождение перед зрителями, публикой, войск, различных коллективов, организаций, движений или партий и т.д.
Это примерная классификация традиционных форм культурно-досуговой деятельности, которые используются специалистами культуры на протяжении многих лет. Нужно заметить, что довольно редко формы применяются «в чистом виде», в основном они дополняют друг друга или переходят из одной категории в другую. Например, конкурсно-игровая может перейти в дискотеку, а групповая форма вечер отдыха стать массовой при большом скоплении посетителей. Но некоторые утрачивают свою актуальность и востребованность, подвергаются видоизменению адаптируясь к современности. Как всеобщая закономерность на смену старого и в дополнение к традиционному приходит новое. III . Инновационные формы культурно-досуговой деятельности. Политические потрясения конца 1980 - начала 1990-х гг., последовавшие затем экономические преобразования привели к существенным переменам и в социально-культурной сфере. С идеологическим воспитанием и культурным обслуживанием было покончено быстрее, чем предполагалось. Сегодня все мы являемся свидетелями нового этапа в развитии культуры и досуга. На смену «культурно-просветительной работе» пришла та самая культурно-досуговая деятельность, о проблемах и перспективах развития которой сегодня много говорят и пишут. Само слово «деятельность» как бы характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации досуговых акций, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов и программ. Во всяком случае с прежними трафаретно-шаблонными подходами и, казалось, застывшими на вечные времена методиками в организации досуговых занятий людей приходится расставаться решительно и бесповоротно. Высокие идеалы, во имя которых и велась вся культурно-просветительная работа в массах, и которыми руководствовались культработники, оказались нежизнеспособными. Потенциальная аудитория воспитательных культурно-досуговых мероприятий значительно расширилась, а ее реальные (не предполагаемые, как это было прежде) потребности резко изменились. Это обстоятельство поначалу поставило культработников в тупик: работать прежними методами они уже не могли, а новыми еще не овладели. В этой ситуации полпреды культуры, как это не раз случалось и раньше, пошли путем механического подражания западным образцам и стандартам, без должных к тому оснований перенося на российскую почву чуждый менталитету россиян заморский опыт. Появились игорные дома, казино, ночные бары и клубы, в которых можно услышать и увидеть многое из того, что еще недавно считалось запретным плодом. Прежние методы воспитания - осуждение и порицание, пресечение и наказание - и раньше-то были не особенно действенными, в условиях же полной вседозволенности, порожденной безграничной демократией (можно все, что не запрещено), они попросту не работают. Ни партийные догмы, ни профсоюзные дотации, ни комсомольский оптимизм, ни даже усилия общественности теперь не работают, надеяться стало не на кого, все экономические, управленческие и педагогические решения культработникам теперь приходится принимать самостоятельно. Словом, настало время основательно пересмотреть свой профессиональный багаж, искать инновационные подходы, овладевать новыми технологиями деятельности и управления. По сути дела, настает новый этап в развитии культуры и досуга. Современная культурология рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности. Причем процесс этот определяется потребностями личности, ее интересами. Пришло время не просто снисходительно учитывать запросы потенциальной или реальной аудитории, но положить их в основу всей сегодняшней деятельности учреждений культуры. С развитием рыночных отношений культурно-досуговая деятельность вплотную приблизилась к маркетинговым технологиям, в основании которых как раз и лежит проблема поиска и удовлетворения потребностей отдельных граждан или социальных групп. Сама же культурно-досуговая деятельность постепенно трансформируется в индустрию досуга. Оптимизация деятельности культурно-досуговых учреждений лежит на пересечении нескольких направлений: критический анализ опыта наших предшественников и необходимость взять из него все, что еще может работать в современных условиях и способствовать решению сегодняшних задач; творческое использование зарубежного опыта (в равной мере годится опыт и ближнего, и дальнего зарубежья) организации досуга населения и, наконец, собственные неустанные поиски каждого культурно-досугового учреждения, каждого творческого коллектива и каждого творчески мыслящего работника культуры. Инновационные формы деятельности культурно-досуговых учреждений диктуются потребностями населения. К новым клубной работы формам можно отнести такие формы как:
  • Акция - это ограниченное во времени воздействие на целевую группу населения с целью популяризации и пропаганды. Публичные общественно-политические действия, ставящие целью привлечь внимание. Зачастую акции не имеют чёткой долгосрочной цели и не связаны с другими мероприятиями, в которые вовлечены их участники. Результат достигается с помощью ярких внешних атрибутов;
  • Корпоратив –точного определения этой форме пока нет, но можно определить как «праздник в коллективе, организации, компании, предприятии»
  • Шоу - мероприятие развлекательного характера. Как правило, проводится перед публикой. Имеет постановочный характер. Нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект Может быть: авиационное, автомобильное, телевизионное, ледовое, световое лазерное, цирковое, политическое и др. Как форма клубной работы пока не сформировалась. Популярными видами комплексных досуговых программ являются шоу-программы, пышное костюмированное сценическое действие с участием «звезд» (в небольших городах - местного значения), динамически яркое, насыщенное спецэффектами, зрелищное, несущее в себе сквозной сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой.
  • Флэшмоб - это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится.
  • Тимбилдинг – это корпоративная ролевая игра направленная на сплочение коллектива. Можно к этой форме отнести любой корпоративный досуг;
  • Батл – это вид конкурса, поединок между группами или отдельными участниками с элементами экспромтной борьбы, демонстрации.
В настоящее время в структуре современной культуры все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга. Конечно, досуговое творчество, которое является по преимуществу любительским, не всегда достигает высшего, профессионального уровня, тем не менее, оно, выступая в качестве надежного средства, раскрытия таланта каждого человека, имеет большой общественный эффект.
  1. IV . Средства и методы - структурная основа формы мероприятия.
Средства культурно - досуговой деятельности - это пути (каналы) или способы передачи содержания (идей, научных взглядов, событий, фактов, образов художественных произведений, жизненных примеров) в целях оказания влияния на сознание, чувства и волю посетителей учреждения культуры. В методике культурно - досуговой деятельности средствами называют инструменты, с помощью которых раскрывается содержание. Содержание деятельности, заключенное а ту или иную форму, невозможно реализовать без использования определённых средств. Средства - это основные инструменты, с помощью которых осуществляется социально - культурная деятельность, своеобразный “механизм” доведения содержания деятельности до аудитории. Они подразделяются на:
  • Художественно - выразительные средства : живое слово, музыка.
Живое слово - Слово как ведущее средство в социально - культурной деятельности. Живое слово - форма литературного, а иногда и ораторского искусства, художественное выступление, в котором текст, стихи, истории, эссе больше говорятся, чем поются. Музыка - вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени.
  • Хореография , пение, драматургия.
Хореография - танцевальное искусство в целом. Один из древнейших видов творчества, выразительным средством которого служат движения человеческого тела, связанные с музыкальным сопровождением. Происхождение пения связано со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса. Постепенно развиваясь, пение становится предметом особого искусства. Пение применяется не только в соло, но и в совместном исполнении (дуэт, трио, квартет, квинтет, хор, ансамбль, то есть пение солистов с хором). Драматургия - теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно - образная концепция такого произведения. Драматургией называют также совокупность драматических произведений отдельного писателя, страны или народа, эпохи. Понимание основных элементов драматического произведения и принципов драматургии исторически изменчивы. Драма трактовалась как действие совершающееся (a не уже совершившееся) при взаимодействии характера и внешнего положения действующих лиц. Действие представляет собой известную перемену в известный промежуток времени.
  • Изобразительные средства : оформление клубного пространства (сцены зала, фойе, вестибюля, кружковых комнат и т.п.); свет, декорации, костюмы, видеоряд (кино, слайды, видео, телевидение)
  • Технические средства : световая, аудио и видеоаппаратура.
Свет - электромагнитное излучение, испускаемое нагретым или находящимся в возбуждённом состоянии веществом, воспринимаемое человеческим глазом. Нередко, под светом понимают не только видимый свет, но и примыкающие к нему широкие области спектра. Аудио - общий термин, относящийся к звуковыми технологиями. Зачастую под термином аудио понимают звук, записанный на звуковым носителем; реже под аудио подразумевается запись и воспроизведение звука, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура. Видеоаппаратура - множество технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального или аудиовизуального материала, а также распространённое название для собственно видеоматериала, телесигнала или кинофильма, в том числе записанного на физическом носителе (видеокассете, видеодиске и т.п.).
  • Материальные средства : оборудование, инвентарь, музыкальные инструменты, канцелярские принадлежности, поделочные материалы (ткань, бумага, дерево, металл, глина, краски, пластилин и т.п.)
  • Финансовые средства - это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежные средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях). Важнейшим понятием в области финансов является бюджет.
  • Основное место занимают средства массовой информации , которые делятся на печатные и электронные. Они являются основным источником информации о событиях в мире политике, экономики, социальной сферы, науки, культуры, образования, спорта, шоу - бизнесы, используемой в культурно - досуговой деятельности.
Каждое средство служит носителем (передатчиком) того или иного содержания. В зависимости от характера содержания и назначения выбирается определенное средство или, чаще, набор средств. Арсенал средств культурно - досуговой деятельности разнообразен. Кадры должны уметь в каждом конкретном случае выбрать и использовать те из них, которые дадут наибольший эффект, будут наиболее действенными, обеспечат наилучшее выполнение задачи. Слово как ведущее средство в социально - культурной деятельности. Закономерности использования средств наглядности в культурно - просветительной деятельности. Закономерности использования художест - венных средств в социально - культурной деятельности. Оптимизация использования профессионального и самодеятельного искусства как средство культурно - просветительной деятельности во всех формах работы учреждений культуры. Принцип систематизации средств интеллектуально - эмоциональной выразительности социально - культурной деятельности. Следует отметить, что все средства между собой тесно взаимосвязаны и выбираются с учетом определенного объекта воздействия и тематической направленности мероприятия. Для успешного применения средств социально - культурной деятельности необходимо соблюдение следующих требований: выбор средств должен зависеть от цели мероприятия, воспитательной акции, так как именно цель определяет средство; количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать задачам, причем недостаток средств, а также их избыток одинаково вредны; педагог должен в совершенстве владеть методикой применения средств социально - культурной деятельности, знать их слабые и сильные стороны. . Методы социально - культурной деятельности В культурно - досуговой деятельности имеется три родовых метода: метод иллюстрирования, метод театрализации, метод игры. Другие методы, используемые в культурно - досуговой деятельности, не относятся к родовым, в привнесены из других областей знаний: социологии, педагогики, психологии. Так, например, при планировании работы с конкретной аудиторией используются различные методы её изучения - методы социологического исследования. Для того чтобы создать культурно - досуговой программу недостаточно только хорошо разбираться в законах ее драматургического построения. Необходимо понимать, точно знать потенциальные возможности методов монтажа, иллюстрирования, театрализации и игры.. Метод иллюстрирования Суть метода иллюстрирования состоит в особой организации содержания информационного материала с помощью показа в какой либо форме. Говоря о методе иллюстрирования, следует иметь в виду, что он за счет синтеза различных эмоционально - выразительных средств осуществляет дополнение к информации, делая ее зримой. Во всех случаях в рамках однородного по содержанию информационно - развивающего материала, его иллюстрирование (показ) средствами искусства создает художественную форму, обладающую большой силой эмоционального воздействия. При этом иллюстрирование не просто вносит элемент художественности в содержание культурно - досуговой программы, а раскрывает, развивает, углубляет, конкретизирует тему. Одна и та же тема может быть проиллюстрирована по разному с учетом разнообразных художественных выразительных средств. Предпочтение методу иллюстрирования режиссер - постановщик отдает в зависимости от типа программы, ее формы, характера аудитории. По своей природе метод иллюстрирования соответствует типу информационно - просветительных программ, а в художественно - публицистических и культурно - развлекательных программах он может использоваться в качестве дополнительного метода. На практике сложились два вида иллюстрирования: художественное и наглядное. Например, в лекции, которая является и методом распространения знаний и формой культурно - досуговой деятельности, используется метод иллюстрирования в виде книжных выставок, фото стендов или экспозиций репродукций, художественного чтения, музыки, показа фрагментов из научно - популярных и документальных кинофильмов. Привнесение с помощью метода иллюстрирования элемента художественности в информационно - просветительную программу позволяет создать такую сценическую композицию, в которой документы, документальные кадры, фотографии в соединении с художественными образами - поэтическими, хореографическими, музыкальными - достигают эмоционального эффекта огромной силы. Метод театрализации Метод театрализации в современных досуговых программах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, просят их через единое “сквозное действие”, которое объединеняет и подчиняет себе все используемый компоненты по законам сценария. Метод театрализации – это художественно - педагогический метод, являющийся, с одной стороны, способом единства драматургической обработки материала по законам театра, где есть завязка действия, его развитие, кульминация и развязка, а с другой стороны художественно оформленное действие группы, коллектива или масс участников, являющееся стимулом игрового действия самой массы участников. Следовательно, метод театрализации предстает не как один из методов в культурно - досуговой программах, используемый во всех ее вариантах, а как сложный творческий метод, наиболее близко стоящий к театру, имеющий глубокое социально - психологическое обоснование. Метод игры Следующий родовой метод культурно - досуговой деятельности - игра. Игра также имеет свою теорию, это и метод и форма. Принято считать, что исходным, определяющим в игре является то, что участник игры создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем собственным знаниям, умениям и навыкам, которые он при этом придает окружающим предметам. Переход действия в воображаемую ситуацию особенно характерен для развития игры в специфических культурно - досуговой деятельности. Игра здесь рассматривается как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни, как действие изнутри созревающих функций, рождающих функций, рождающихся во взаимоотношениях с окружающим миром. Метод игры в культурно - досуговой программе наиболее удачно сочетает в себе информационно - логическое и информационно - образное начала, синтезирующие просвещение, педагогику, искусство и творчество, обладающие необыкновенной силой воздействия на мысли и чувства человека. Практическое задание: Аудитории выдаются листы бумаги, на которых написаны разные формы работы. Нужно в течении 5-10 минут составить сценарный план мероприятия по заданной теме (одной для всех, например, международный женский день) и по указанной форме (для каждого своей). С такой ситуацией специалисты сталкиваются повседневно (есть тема, нужно выбрать форму). Данное задание демонстрирует разнообразие форм, широту выбора. Проходит обсуждение. При обсуждении выявляются факторы, которые могут влиять на решение при выборе формы проведения мероприятия. Заключение. Специалист социально - культурной деятельности центральная фигура воспитательного процесса, именно он является носителем цели и идеалов, идей, традиций, обладателем научных знаний и мастерства воспитания. Вопрос о методах культурно - досуговой деятельности - сложный. Дать их четкую классификацию очень трудно, но очевидно содержание работы, необходимость творческого подхода к выбору методов и приемов в деятельности учреждений культуры, которыми накоплен большой опыт использования различных средств, форм и методов в зависимости от обстановки и решаемых задач. Специалистам социально - культурной сферы владеть ими, уметь их творчески применять. Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры состоит в том, что бы из всего многообразия средств, форм и методов выбрать, те которые в каждом конкретном случае дадут возможность наилучшим образом решить стоящие задачи. В одном случае это будет тематический вечер, в другом - лекция, в третьем - концерт художественной самодеятельности и т.д. Нужны поиски новых, более эффективных сочетаний содержания, форм, методов и средств с целью вызвать у людей интерес, привлечь их в учреждение культуры. Список используемой литературы
  1. Гагин В.П. Выразительные средства клубной работы. Гагин В.П.: «Эксмо», 2005 г.
  1. Гагин В.П. Интересно ли в вашем клубе. Гагин В.П.: «Политиздат», 2000 г.
  1. Генкин Д.М. Организация и методика художественно - массовой работы Генкин Д.М.: «Просвещение», 2006 г.
  1. Гончаров И.П. Социально культурная - деятельность, учреждений культуры, клубного типа Гончаров И.П.: бизнес центр «Каретный двор», 2004 г.
  1. Жарков А.Д. Культурно - досуговая деятельность. Жарков А.Д. Чижиков В.И.: под научной редакцией академии РАЕН, 2002 г.
  1. Жарков А.Д. Культурно - досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. Жарков А.Д. Жаркова Л.С.: научное пособие «Феникс», 2002 г.
  1. Жарков А.Д. Организация культурно - просветительной работы\ Жарков А.Д.: «Просвещеие», 2003 г.
  1. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды\ Конович А.А.: «Москва», 2006 г.
  1. Красильников Ю.Д. Основы СКД/ Красильников Ю.Д. Киселёв Т.Г.: «Юрайт», 2006 г.
  1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка\ Ожегов С.И Шведова Н.Ю.: «Москва», 2003 г.
  1. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. Стрельцов Ю.А.: «Эксмо», 2004 г.
  1. Тригодин В.Е. Педагогика воспитательной работы в клубе. Тригодин В.Е.: «Дрофа», 2002 г.
  1. Тригодин В.Е. Клуб и свободное время\ Тригодин В.Е.: «Аст», 2003 г.
  1. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно - досуговой деятельности\ Чижиков В.М.: МГИК, 2009 г.
  1. http://ru.wikipedia.org
  1. http://biblios.newgoo.net/t5404 - topic
  1. http://revolution./culture/00213325_0.html
  1. http://www.uspu.ru/specialnosti/107 - institut - psihologii/467 - socialnokulturnaja - dejatelnost



Современные массовые мероприятия являются выражением общественной активности, способом организации населением своего досуга, удовлетворения духовных и культурных потребностей, участия в общественных процессах и политической жизни, приобщения к спорту и искусству. В жизни людей присутствует большое количество всевозможных массовых мероприятий: от свадебных церемоний до уличных шествий, от театральных спектаклей до повсеместных народных гуляний. Отдельное массовое мероприятие, порой, способно поразить своими масштабами и размахом.

Классификация массовых мероприятий

Классифицировать мероприятия, являющиеся массовыми, можно следующим образом:

По целям и задачам:

  • культурные;
  • спортивные;
  • зрелищные;
  • рекламные и коммерческие: торговые ярмарки, презентации, распродажи;
  • деловые приемы и встречи: собрания, приемы, фуршеты и прочее;
  • духовные: молебны, шествия и другие.
  • общественные: конференции, конгрессы и симпозиумы;
  • политические: встречи, заседания, приемы и так далее.
  • культурные: народные гуляния, фестивали;
  • спортивные;
  • событийные: выставки, показы и прочее;

По значимости:

  • международные;
  • государственные;
  • региональные;
  • местные;
  • локальные;
  • частные.

По способу возникновения:

  • заранее подготовленные, запланированные;
  • стихийные.

По месту проведения:

  • в помещениях и специальных сооружениях;
  • на местности (в черте населенного пункта, за его чертой).

По периодичности проведения:

  • повседневные;
  • сезонные;
  • периодические;
  • разовые.

По доступности:

  • свободного доступа;
  • с ограничениями (к примеру, закрытые клубные мероприятия).

По уровню безопасности:

  • высшей категории (с присутствием высокопоставленных государственных или зарубежных лиц);
  • первой категории (с участием должностных лиц регионального значения, известных людей);
  • второй категории (без участия VIP).

Организация и подготовка массового мероприятия

Организация массовых мероприятий - сложное и ответственное занятие. Одних организаторских способностей явно будет недостаточно. Потребуются разносторонние знания, достаточный опыт, хорошо развитая интуиция и предусмотрительность, а также немалое количество денег, в зависимости от грандиозности задуманного.

При организации какого-либо мероприятия следует знать и помнить, что «во главе угла» всегда стоит закон. Чтобы планируемое массовое мероприятие не превратилось в стихийное бедствие, нужно следовать букве закона, четко выполнять все действующие требования, закрепленные законодательно, следовать определенным правилам и рекомендациям.

Собрание людей подобно водному потоку - в обычных условиях течет по руслу, но при разгуле стихий способно «выйти из берегов», сметая и круша все на своем пути. Люди эмоциональны, они способны впадать в панику, страх перед чем-либо не оставит человека в безмятежном состоянии.

Поэтому при организации массовых мероприятий нужно уметь предусмотреть многое, в первую очередь обеспечить безопасность всех участников. А впоследствии продумать, как сделать максимально комфортным их времяпрепровождение. И лишь в последнюю очередь заняться просчетом своей планируемой прибыли (если мероприятие носит коммерческий характер).

Проведение массовых мероприятий может принести большую прибыль в случае грамотной организации и подготовки, но может нанести и серьезный финансовый ущерб, если будут допущены ошибки во время подготовительного этапа.

Законодательная база

Организация массовых мероприятий регламентируется действующими ФЗ и другими нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня. Законы, регулирующие организацию и проведение мероприятий (массовых): основным законом является 54-ФЗ (19.06.2004) в последней редакции,

Выбор места проведения

Массовое мероприятие может быть проведено на любой территории, пригодной для этой цели. Наиболее популярные места массовых мероприятий:

  • помещения;
  • сооружения;
  • улицы;
  • площади;
  • спортивные арены;
  • парки;
  • скверы;
  • загородные участки и прочее.

В двух словах - где угодно. При единственном «если». Если это не запрещено законом и не создаст угрозы безопасности.

Законодательные ограничения в выборе места проведения

Существуют отдельные места, где изначально запрещены мероприятия. Даже нет смысла согласовывать этот вопрос с представителями территориальной администрации, так как факт их разрешения будет являться грубейшим нарушением должностных обязанностей, а, следовательно, нарушением закона. Это влечет за собой неминуемое наказание - от «поставить в угол» до «посадить на нары». Итак, под запретом территории, находящиеся вблизи:

  • опасных объектов производства и иных объектов с повышенными требованиями техники безопасности;
  • путепроводов;
  • нефтепроводов;
  • газопроводов;
  • линий электропередач, высоковольтных станций;
  • телевизионных и радиовышек;
  • воинских частей;
  • исправительных и иных учреждений;
  • детских площадок.

А также ряд других территорий, указанных в ФЗ.

Публичные мероприятия

Существует понятие «публичное мероприятие». подробно описано в 54-ФЗ. Оно характеризуется как открытое, доступное и мирное собрание (акция) людей, организованная лицом или группой лиц либо общественной организацией, политической партией, религиозным обществом. Цели такого мероприятия могут быть различными: реализация гарантированного права свободы слова и выражения своего отношения по поводу чего-либо, оглашение требований, обсуждение социальных вопросов, политики и экономики и многое другое. Есть пять основных видов публичных мероприятий:

  • собрание, митинг;
  • демонстрация, шествие;
  • пикетирование.

В роли организаторов данного мероприятия не могут быть: несовершеннолетние и недееспособные. А также представители запрещенных в РФ партий и организаций, религиозных общин и т. д. Проведение массовых мероприятий подобной формы не может быть начато ранее семи часов утра и заканчиваться позднее двадцати трех часов (по местному времени).

Культурно-массовые мероприятия

Невозможно переоценить пользу, которую приносят культурно-массовые мероприятия. Их основное предназначение - духовное развитие общества. Такого рода мероприятия имеют ряд направлений:

  • гедонистическое, представляющее собой развлекательный характер, способствующее развлечь людей, временно отвлечь от проблем житейских, зарядить позитивом и дать волю ярким эмоциональным всплескам;
  • образовательное, способствующее получению новых полезных знаний, расширению кругозора, и самообразованию населения;
  • развивающее, направленное на формирование эстетических вкусов, совершенствование творческих способностей;
  • воспитательное, прививающее самоорганизацию, формирующее систему духовных ценностей;
  • социальное, дающее стимул к социальной активности;
  • художественно-творческое, приобщающее к культурно-творческому процессу.

Культурно-массовые мероприятия - это фестивали, смотры, конкурсы (регионального и федерального уровня, а также международные), увеселительные праздничные мероприятия, тематические концерты, познавательные программы, выставки, ярмарки и многое-многое другое.

Спортивно-массовые мероприятия

Спортивные состязания, физкультурно-массовые мероприятия - свидетельство того, что общество вовлечено в процесс физического развития и совершенствования, стремится к новым спортивным достижениям. Спортивно-массовые мероприятия, проводимые на территории России, многообразны и впечатляют своей масштабностью.

Это и профессиональные соревнования практически по всем известным видам спорта, и физкультурно-оздоровительные мероприятия различных уровней и всевозможной направленности. Как говорится, было бы только желание. Возможностей и благоприятных условий заняться профессиональным спортом и физической культурой - хоть отбавляй. Физическому развитию в России уделяется большое внимание. И это не случайно.

Здоровье нации - первостепенная государственная задача

Здоровье человека - это совокупность показателей его физического, духовно-психологического состояния. Физическая культура - одна из составляющих культуры общечеловеческой. Справедливо крылатое выражение, заимствованное от латыни (Децим Юний Ювенал), - «в здоровом теле - здоровый дух».

Много ли стран может похвастать тем, что их лидер «гоняет шайбу» по льду или борется на татами? Многие лидеры способны удержаться на лошади? Не говоря уже о том, что без седла. Эти строки далеки от политической и иной пропаганды. Обычная констатация фактов.

Суть в другом. День бега, день спортивной ходьбы, день плавания, день спортивной гимнастики и так далее. Можно перечислять и перечислять. Спортивно-массовые мероприятия для детей и взрослых, семей и пожилых людей, «Кожаный мяч», «Золотая шайба» - это только перечисление самых известных и популярных мероприятий, полюбившихся россиянам. А сколько подобных остается «за кадром»? Множество.

Массовые пробеги, лыжные гонки, заплывы в бассейне и на открытой воде, туристические походы, сплав на байдарках, массовые спуски на горных лыжах, всего не перечислить, даже если задаться целью. Вот это не реклама ли? Это ли не гордость за нацию (образное выражение, под которым следует понимать весь многонациональный российский народ)?